6 мая 2010

Проект «ARTIST in RESIDENCE. Туризм? Культура? Территориальное развитие?»

Немецкий культурный центр им. Гёте и Агентство «Творческие индустрии» представляют международны симпозиум «ARTIST in RESIDENCE. Туризм? Культура? Территориальное развитие?», который состоится 14-17 июня 2010 года в Солнечногорске и Москве.
Немецкий культурный центр им. Гёте
Агентство «Творческие индустрии»
представляют:
ПРОЕКТ «ARTIST in RESIDENCE. Туризм? Культура? Территориальное развитие?»  
Дом художников Сенеж (Солнечногорск) - Проект FАБРИКА (Москва), 14-17 июня 2010 года
Artist in residence (AR) – одна из исторических форм организации творческого процесса художников, музыкантов, писателей и т.д. Принято выделять несколько этапов формирования института AR.
В первые десятилетия XX века AR организовывались «для искусства». Их целью в первую очередь было создание новых комфортных или особых условий для авторов. При этом можно было выделить первоначально два типа организации AR: самими художниками (например, Worpswede, Германия, 1884) и меценатами (например The Corporation of Yaddo, Нью-Йорк, 1900). Затем миссия «инициативы меценатов» расширилась – кроме культурных задач, ARстали инструментом гуманизации среды (взаимоотношения ARGregoryFellowships и UniversityofLeeds, 1951).
Именно социальный аспект AR стал флагом следующего периода – в 1960-е – 1980-е ARс одной стороны были ориентированы на утопическое коммунальное отделение от буржуазного и создание собственного социума (например, AR и сквоты 1970-х – 1990-х годов).
С другой стороны включение деятелей культуры в жизнь локальных сообществ и отдельных социальных групп стало основной тенденцией ARконца XX века.
До эпохи глобализации контакты между отдаленными странами и регионами были затруднены. Глобализация породила новую волну интереса художников к отдаленным территориям, открыв широкие возможности художественного и социокультурного взаимодействия. Начиная с 1990-х годов, количество ARмногократно увеличилось во всех странах мира. Разнообразие типов и моделей связаны с институциональной принадлежностью, принципами финансирования, социальными и культурными задачами инициаторов.
В России AR можно исчислять с конца XIX века, понимая именно таким образом деятельность известных художественных кружков, имевших особую персонально-географическую локализацию (поленовский кружок в Абрамцево, тенишевский кружок в Талашкино, Смоленск).
Социалистическая модель AR – дома творчества, принадлежавшие тем или иным творческим союзам (художников, писателей, композиторов). Здесь, особенно в 1980-е годы, активно осуществлялся межрегиональный и даже международный обмен художественным опытом. Типологически дома творчества явно соотносятся с моделью AR «для искусства».
В последнее время в России появилось небольшое количество AR(ГЦСИ, Музей пейзажа в Плёсе), существующих, в большинстве своем, на временной проектной основе (выезд художников в Шаргород, Ширяевское поле, Самара).
В ситуации развития международных связей российской культуры, ее встраивания в различные международные художественные контексты, проблемой становится слабое распространение институтаAR в России, инерционность использования моделей, низкая информированность потенциально заинтересованных сообществ.
В то же время, на международной повестке дня AR – выработка мультифункциональных моделей. Обстоятельства и российская специфика проблем AR, интерес зарубежных деятелей культуры к России, центростремительная неравномерность этого интереса (известными и, соответственно, интересными для большинства остаются Москва и Санкт-Петербург) – все это определяет актуальность проведения международного симпозиума по этой теме в России.
Цели проекта:
- формирование новых концепций AR, актуальных для России в перспективах ее культурного, социального и экономического развития;
- разработка новых моделей специализации и модификации AR, особенностей их социокультурной коммуникации, соответствующих реалиям ХХI века (глобальный мир, мобильность, мультикультурность, ценность локального).
Задачи проекта:
- создание условий продуктивной проектно-аналитической работы по теме;
- предъявление и описание существующего опыта деятельности AR в Европе и России и его проблематизация;
- создание эффективной системы коммуникаций, запускающих процесс информационного и диалогового взаимодействия заинтересованных сторон: инициаторов и организаторов AR, художников и деятелей культуры, представители административных и социальных территориальных институтов.
Концепция
Дефицит и неполное понимание культурного и социального значения AR в России на фоне очевидного интереса к стране деятелей культуры из других стран, возможность разработки инновационных мобильных моделей и рассмотрение ARв системе культурных, социальных и бизнес контекстов – вот основные линии реализации и развития проекта.
По принципу работы, месту действия и составу участников симпозиум является расширенной действующей моделью AR.
Работа организуется в условном пространстве, одно измерение которого – лица / субъекты заинтересованные в существовании и развитии института AR:
- инициаторы AR (государственные и негосударственные частные институты);
- резиденты (художники, музыканты, поэты, кураторы);
- территории (представители социальных групп, властей, партнерских институтов);
Другое измерение – активность и результативность участников – включает:
- интересы – определение различных возможных и перспективных интересов перечисленных выше субъектов;
- схему коммуникации – контакты и взаимодействия инициаторов, резидентов и территорий в связи с их интересами;
- продукцию / эффекты – реальные и потенциальные результаты деятельности института АР для инициаторов, резидентов, территорий.
В рамках этой простой схемы рассматривается, анализируется и проблематизируется различие и схожесть субъектов, участвующих в тех или иных моделях АР.
Взаимодействие субъектов (коммуникация) и взаимная интерпретация результатов их деятельности также является важнейшим содержанием события. Фокусы «культура», «бизнес», «общество», «территориальное развитие» актуализируют проектную линию симпозиума.
В ходе и по итогам работы симпозиума осуществляется программа коммуникации: рапространение соответствующих материалов в СМИ, целевая рассылка материалов в среде возможных инициаторов AR, начало обсуждения актуальности создания сети, ассоциации или координационного центра AR в России.