9 декабря 2008

Летняя школа «Творческие индустрии и современное гуманитарное знание»

Агентство «Творческие индустрии» при поддержке Оксфордского Российского Фонда проводят Летнюю школу «Творческие индустрии и современное гуманитарное знание как ресурс развития территорий». Школа состоится летом 2009 года в Москве и в музее-заповеднике «Ясная Поляна». Школа проводится для студентов 3–5 курсов, аспирантов и преподавателей – стипендиатов ОРФ, обучающихся или работающих по специальностям: журналистика, искусствоведение, история, культурология, политология, право, социология, экономика, филология и философия в аккредитованных Фондом университетах. Для отбора слушателей Школы объявляется конкурс эссе.
ЛЕТНЯЯ ШКОЛА «ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ И СОВРЕМЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ»
Москва - Ясная Поляна
30 июня – 7
июля 2009 г.

Летняя школа была посвящена предъявлению и обсуждению феномена творческих индустрий в контексте современного гуманитарного знания, его интеграции в процессы развития городов и регионов. Центральной темой летней школы стало развитие творческих индустрий – нового типа социокультурных практик, тесно связавших культуру, экономику и социальную политику. Особый акцент в рамках Школы был сделан на проектировании и деловых играх. Деловые игры и работа в группах дали участникам возможность освоить инструменты работы не только с исследовательским и теоретическим материалом, но и с практической работой в той или иной профессиональной области. В рамках Летней школы участники получили возможность не только познакомиться с новыми стратегиями и концепциями, но и освоить технологию проектирования.

Цели Летней школы:
- раскрытие роли гуманитарного знания (и одного из важнейших направлений – междисциплинарного комплекса, объединенного в понятии «творческие индустрии») как фактора социально-экономических изменений и, содействие профессиональному самоопределению молодых специалистов, работающих в этой области.

Задачи Летней школы:
- включение в практический контекст современных форматов прикладного гуманитарного знания, в том числе понятия творческих индустрий;

- знакомство с основными направлениями современных прикладных исследований в гуманитарной области;

- содействие профессиональной ориентации и самоопределению специалистов-гуманитариев.

Конкурсный отбор слушателей:

При отборе слушателей организаторы стремились сформировать команду молодых людей, готовых мыслить творчески, понимать логику междисциплинарных исследователей и применять полученные теоретические знания в практических ситуациях. Для этого был проведен конкурс эссе «Гуманитарии для развития территорий» среди студентов старших курсов, аспирантов, а также преподавателей университетов, получающих поддержку «Oxford Russia Fund» (см. Условия конкурса эссе «Гуманитарии для развития территорий»). На конкурс поступило 106 заявок. Экспертный совет, в который вошли Алла Сергиевская, Елена Зеленцова, Елена Мельвиль, Георгий Никич и Николай Прянишников, отобрал 26 лучших эссе.

Заявки оценивались по следующим критериям: соответствие эссе условиям и тематике конкурса; присутствие в эссе аналитических подходов и моделей; собственное мнение автора, самостоятельность текста. В работе Летней школы приняли участие 26 слушателей из 16 российских университетов (см. Победители конкурса - участники Летней школы).

Организаторы и партнеры:

- Агентство «Творческие индустрии»;

- Немецкий культурный центр им. Гете;

- Французский культурный центр;

- Tom Fleming Creative Consultancy, Великобритания;

- Факультет менеджмента в сфере культуры Московской школы социальных и экономических наук (МШСЭН);

- Лаборатория Art&Science Space;

- Центр современного искусства «Винзавод»;

- Проект «Фабрика»;

- Центр дизайна «Art Play 2»;

- Музей-заповедник «Ясная Поляна». 

Преподаватели:

..Константин Богданов - доктор филологических наук. Ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Профессор Отделения славянской филологии Университета города Констанц, Германия. Член РАН. 

Алексей Гончарик - координатор Агентства «Творческие индустрии», аспирант Института научной информации по общественным наукам РАН. 

Доминик Жамбон - директор Французского культурного центра в Москве. 

Елена Зеленцова - кандидат культурологии. Директор Агентства «Творческие индустрии», руководитель специализации «Креативные индустрии» факультета управления социoкультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук (далее – МВШСЭН), член Правления Фонда развития творческих индустрий и культурного туризма. 

Клаус Стинс - научный сотрудник Фонда сохранения индустриального наследия и истории культуры в Дортмунде, Германия. 

Елена Мельвиль - финансовый директор Агентства «Творческие индустрии», преподаватель факультета управления социoкультурными проектами МВШСЭН. 

Георгий Никич - кандидат искусствоведения. Член Правления Международной ассоциации искусствоведов. Куратор ..Московского международного форума художественных инициатив. Преподаватель факультета управления социокультурными проектами МВШСЭН.

Николай Прянишников - архитектор. Эксперт в области городского развития, архитектуре, градостроительству, стратегическому планированию и социальной ответственности бизнеса. Руководитель отдела Экспериментального Научно-проектного института. Эксперт Фонда «Пушкинская библиотека», «Новая Евразия», эксперт президентского грантового конкурса Министерства культуры РФ. 

Борис Салтыков - кандидат экономических наук. Член Попечительского совета фонда «Oxford Russia». Президент Ассоциации «Российский дом международного научно-технического сотрудничества». Профессор кафедры управления наукой и инновациями в ..Государственном университете «Высшая школа экономики».

Наталья Сергиевская - искусствовед, координатор Летней школы.

Эндрю Эрcкин - старший партнер «Креативного агентства Тома Флеминга» (Великобритания). Эксперт в области экономики культуры, креативной экономики и предпринимательства в культуре. 

В качестве гостей на Летней школе присутствовала директор Фонда в России Алла Сергиевская. Летнюю школу также посетили представители Фонда «Новая Евразия» Сергей Голубев и Татьяна Светенко.

Место проведения:

Летняя школа проходила в Москве и на территории музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна». В Москве занятия проходили в Актовом зале Проекта «Фабрика», Лаборатории Art&Science Space, Центре современного искусства ВИНЗАВОД, Центре дизайна Art Play 2. На территории музея-усадьбы «Ясная Поляна» занятия проводились в современном Образовательном центре, расположенном в административном здании музея, а вечерние, «клубные» дискуссии – в холле гостиницы, где жили участники и преподаватели летней школы. Участники летней школы посетили мемориальные экспозиции в усадьбе Л.Н. Толстого.

Продолжительность:
7 дней, 65 академических часов.

Программа:

В программе школы были предусмотрены практические занятия, лекции, работа в группах, пленарные обсуждения и деловые игры. Результатом работы в группах и на пленумах стали проекты, подготовленные участниками Летней Школы (см. Программа Летней школы). 

Лекции:

..- Борис Салтыков «Высшее образование в России – история, проблемы, перспективы»;

- Доминик Жамбон «Экономический взлет города и его культурное развитие»;..

- Елена Зеленцова «Новые культурные пространства в современном городе», «Цели и задачи Летней школы», «Творческие индустрии и современное гуманитарное знание»;

- Эндрю Эрскин «Креативные индустрии и креативная экономика»;

- Константин Богданов «Гуманитарные науки в России в спорах о социальной пользе. Опыт прошлого и перспективы будущего»;

- Елена Мельвиль «Экономика новых творческих площадок», «Экономика творческих индустрий»;

- Георгий Никич «Художественное высказывание и проектная оболочка».

..

Проекты, подготовленные слушателями летней школы:


Группа 1 «Пространство опыта» (ведущие – Георгий Никич, Наталья Сергиевская)
Проект «Опхоз». Основная идея проекта - расширение пространства индивидуального опыта и вовлечение человека в активную деятельность в этом пространстве – инновационный способ социальной травмотерапии и впоследствии территориального развития. Проект предполагает создание кафе, работающего в режиме «туристического агентства» (с привлечением ряда партнеров) и проведение ежегодного фестиваля «Опытное поле».  ..


Группа 2 «Творческое пространство» (ведущая – Елена Мельвиль)
Проект «Пятый угол». Проект направлен на выявление, поддержку и продвижение современных экспериментальных творческих инициатив г. Таганрога и включение современных творческих инициатив в приоритеты культурной политики города. Проект предполагает создание творческой площадки для социально ориентированного искусства и стимулирование творческих людей к совместной деятельности. 
 
Группа 3 «Интеллектуальное пространство» (ведущий – Алексей Гончарик)
Проект «Ноосфера». Проект посвящен более тесной интеграции деятельности Петрозаводского государственного университета в социальное и экономическое пространство г. Петрозаводска. Цель проекта - предоставить студентам гуманитарных факультетов и сотрудникам университета возможности участвовать в исследовательских проектах, а также в создании импульса для реализации творческого потенциала городского населения.

Группа 4 «Коммуникационное пространство» (ведущий – Николай Прянишников)
Проект «Академия» маньяков. Проект предполагает создание пространства для творческого отдыха и креативной коммуникации, включающее образовательные площадки, исследовательский центр, выставочный комплекс и кафе. Проект «Школа одиночества» посвящен развитию групповой коммуникации путем понимания глубинных структур личности. 
Результаты Летней школы:

..- Летняя школа помогла сформировать у слушателей представление о концепциях творческих индустрий и творческой экономики; о роли культуры в развитии городов; о методологии междисциплинарных исследований и разработок...

- Слушатели приобрели навыки проектной деятельности, овладели основами проектирования, разработали креативные проекты, которые впоследствии могут быть осуществлены и на базе университетов и в городском пространстве.

- В ходе Летней школы студенты познакомились с российскими и зарубежными социо-культурными проектами, знакомство с которыми помогло им более полно представить возможные цели и форматы их дальнейшей деятельности.

- Слушатели получили возможность более полно ориентироваться в поле современных теорий и практик с точки зрения своего дальнейшего профессионального самоопределения, приобрели навыки построения новых партнерств и коммуникации с различными субъектами. 
Статья о Летней школе: