Креативные индустрии в г. Красноярске: проблемы и перспективы развития

28 сентября 2010

Андреева Светлана Викторовна, главный специалист отдела стратегического развития и целевых программ министерства культуры Красноярского края, ассистент кафедры рекламы и социально-культурной деятельности Сибирского федерального университета и Бугаева Анна Александровна, студентка кафедры рекламы и социально-культурной деятельности Сибирского федерального университета подготовили статью о развитии креативных индустрий в Красноярске. Материал также включает серию экспертных интервью.

Развитие креативных индустрий в современных европейских странах неразрывно связано с постиндустриальной экономикой. В настоящее время, когда большинство городов Европы являются постиндустриальными, российские города сохраняют статус индустриальных в силу своих специфических историко-культурных и гео-экономических факторов развития.

Принятый в нашей стране курс на сырьевой экспорт и имеющиеся слабые импульсы некоторых регионов в области развития инновационной экономики в целом остаются не направленными на поддержку творческих инициатив в различных секторах креативной экономики. Несмотря на принимаемые программы в этой сфере, они пока еще являются слабыми и поэтому недостаточными для развития креативных индустрий.

Вместе с тем, сектор творческой экономики в России постепенно развивается. В целом можно констатировать, что в России имеется уже достаточное число инициатив и развивающихся мелких, малых и средних бизнесов, которые с каждым годом обращают на себя все большее внимание. В Москве и Санкт Петербурге, и в других крупных городах России создаются творческие кластеры, реализуются специальные арт-проекты в области актуальных видов искусств и в области традиционной художественной культуры, создаются новые институции, такие как агентства креативных индустрий, творческие резиденции, частные галереи и т.д.. Несмотря на то, что арт-рынок в России является несформированным, и зачастую полулегальным, а международные культурные связи, особенно в Сибири, слабыми, то и креативные индустрии не получают необходимого импульса к развитию.

Принципиальным отличием сценариев развития креативных индустрий в зарубежных странах и в России является особенность базовых - опорных моделей воспроизводства общественных форм деятельности и менталитет наций, вбирающий в себя все богатство духовной культуры местных сообществ, проживающих на тех или иных территориях, обусловленных их историко-культурным генезом.

Принцип культурной многоукладности России, предложенный философом-современником Александром Панариным[1], говорит о культурных механизмах, противостоящих сегодня господству и развитию рыночных отношений. Вместе с тем закономерным становится многообразие культур. Существующая «лестница культур» обеспечивает появление разновариантных сценариев развития культурных практик в России и дает надежду на сохранение традиционной народной художественной культуры, а также на формирование модернизационных явлений в сфере культуры, альтернативных видов культурной и творческой деятельности, приносящей доход.

Креативные индустрии в России - это такой тип социально-культурных практик, интегрирующей доминантой которых является творческая компонента, зачастую граничащая с экспериментом, новаторством и поэтому не всегда преследующая коммерческие цели.

В экспертной среде принято говорить о том, что в России складывается иная модель творческих индустрий, которая в отличие от креативных, в своей основе имеет «индивидуальное творческое начало, навык или талант», но не всегда несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест»[2] в сфере творчества и культуры.

Таким образом, главным отличием креативных индустрий от творческих в России является не получение соответствующей прибыли, а попытка создания новых продуктов творчества, особой атмосферы, комфортной среды для общения и получения новых ощущений. Это тоже сфера интересов креативных индустрий, так как, капитализируясь сегодня за счет государственной и иной поддержки, эти творческие инициативы в будущем смогут вносить серьезный вклад в экономику региона, города. Особенно это является характерным для России.

В российском гео-культурном пространстве креативные индустрии чаще всего начинают выступать в качестве ресурсов развития социально-экономического потенциала регионов, фактором повышения их конкурентоспособности, отраслью экономики, оказывающей прямое влияние на развитие социально-культурной жизни территорий, в том числе и на их брендирование - формирование культурной идентичности, устойчивых узнаваемых образов, связанных с территорией.

Креативные индустрии являются фактором модернизационных перемен в современной культуре России. Это подтверждают реализуемые проекты не только в крупных культурных центрах России - в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах России, стремящихся стать творческими, креативными - в Перми, Коломне, Самаре, Петрозаводске, Владивостоке и Красноярске.

Красноярск - один из крупных индустриальных городов России, промышленный центр Сибири, долгое время существовавший как закрытый город. В черте города функционируют более двадцати крупных промышленных предприятий (АО «Краз», АО «Сибтяжмаш», ГП «Красмаш», Сибэлектросталь, АО «Красфарма» и т. д.). В связи с реализацией шести крупных инвестиционных проектов (развитие зоны Нижнего Приангарья, разработка Ванкорского месторождения, строительство Железногорской ТЭЦ, развитие мультимодального хаба, строительство линии Кызыл-Курагино, программа газификации края) требованием времени стала необходимость смены образовательных ориентиров в системе не только высшего, но и среднего  профессионального образования. Это повлекло за собой сокращение набора абитуриентов на социальные и гуманитарные специальности и увеличением их числа на технические специальности. В связи с этим в Красноярске, например, на базе Сибирского федерального университета были открыты новые специальности, обеспечивающие подготовку кадров для приоритетных направлений развития экономики края. Это укрепляет позиции Красноярского края, занимающего в системе территориального развития позицию индустриального региона, региона-лидера в области освоения природных ресурсов и создания разветвленной транспортной инфраструктуры, соответствующей высоким международным стандартам.

Главной составляющей в развитии экономики края является промышленность. Несмотря на это органы государственной власти и местного самоуправления края большое внимание уделяют и развитию малого предпринимательства, решают задачи по поиску механизмов, способствующих развитию инновационной экономики, основанной на производстве продуктов с высокой добавленной стоимостью и высокой технологичностью. В связи с тем, что Красноярский край является аграрно-индустриальным территориальным образованием, в социуме которого сложился определенный тип ментальности, попытки по внедрению западного опыта становления новой «творческой» экономики пока не приводят к положительным результатам. Вместе с тем, в развитии Красноярска как административной и культурной столицы края прослеживаются тенденции по формированию постиндустриальной экономики.

В условиях мирового финансового кризиса, также как и другие крупные города России, Красноярск, а вместе с ним и ряд средних и малых городов края, оказались вынужденными искать новые пути развития и новые ресурсы для формирования современной городской идентичности. Основные причины - прекращение деятельности градообразующих предприятий и отток трудоспособной части населения, особенно молодежи, в другие территории. Наравне с вопросами «экономического рывка» и новых рекордов промышленности, органами государственной власти и местного самоуправления активно стали обсуждаться роль культуры, творчества и инноваций в территориальном развитии и в повышении качества жизни. Сегодня в этом поиске заинтересован широкий круг субъектов. Исполнительным органам государственной власти важно найти новые ресурсы для развития экономического и социального потенциала территории, творческим профессионалам - нишу для самореализации, а бизнесу - возможность для проявления экономических интересов. Все эти социальные институты могут быть наделены дополнительными возможностями для капитализации своих ресурсов за счет развития креативной экономики и новых социально-культурных технологий.

В концепции формирования Красноярской агломерации главным направлением развития названа инновационная экономика, основанная на  привлечении и создании новейших технологий. Известно, что такая экономика требует создания особой инфраструктуры, мощного кадрового обеспечения и крупных инвестиций. В настоящее время этому способствует реализация проекта «Комплексное развитие Красноярской агломерации до 2020 года». Несмотря на сложную экономическую ситуацию, осуществляется разработка новой схемы территориального планирования Красноярской агломерации[3].

В Красноярском крае модернизационные процессы в сфере государственного управления в области культуры начали происходить с 2008 года.

В целях запуска процесса перемен в культурном пространстве края были разработаны и утверждены Постановлением Правительства края от 20.01.2009 № 24-п Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы.

В основу определения новой стратегической цели культурной политики была положена смысловая константа, заключающаяся в  продвижении творческих инициатив, как основы устойчивого и динамичного развития края.

Креативные индустрии были объявлены одним из приоритетных направлений государственной культурной политики, реализуемой в Красноярском крае. Стоит отметить, что на территории Российской Федерации Красноярский край первый среди других регионов концептуально определил совершенно новое для себя перспективное направление развития.

Крупнейшие зарубежные специалисты в области творческих индустрий и креативной экономики (автор книги «Креативная экономика» Джон Хокинс, профессор Лондонского университета, один из авторов исследования «Креативный Лондон» Кейт Оакли, профессор университета Квинсленда Джастин О¢Коннор, руководитель агентства по развитию творческих индустрий Том Флеминг), посетившие в 2009 году г. Красноярск и выступившие со своими докладами в Гуманитарном институте Сибирского федерального университета, подчеркнули, что «Россия имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при разработке программ по поддержке и развитию малых и средних бизнесов в сфере культуры, и не нужно копировать западные модели»[4]. В основе развития креативных индустрий в России они увидели главное - необходимость выявления и поддержки талантов во всех направлениях творческой деятельности (медиа, изобразительное искусство, архитектура, мода, дизайн, ремесла и т.д.). По мнению экспертов, именно таланты, которыми богато наше государство, и будут формировать новый креативный класс и развивать творческие индустрии в России.

Переломным этапом в понимании необходимости изменений в социально-культурной сфере Красноярского края стал 2010 год, когда впервые на Красноярском экономическом форуме зазвучала тема культурной модернизации. Ее обсуждали не только приглашенные эксперты в области культурной политики, деятели культуры и искусства, руководители и специалисты органов управления культуры, но и депутаты Законодательного Собрания Красноярского края, предприниматели и крупные бизнесмены в области креативных индустрий, представители местных сообществ и молодежного правительства дублеров Красноярского края.

Центральными для обсуждения стали вопросы «Как культура и творчество могут способствовать развитию российских городов и территорий?, «Как инновационные культурные проекты могут быть интегрированы в городскую экономику и среду?».

Результатом дискуссии стало понимание того, что наступила «эпоха изменений, и поэтому замыкаться в рамках традиционных институтов - музеев, театров, библиотек, и на функциях просвещения и украшения жизни уже невозможно»[5], если мы хотим жить в новом мире, построенном на творчестве.

По мнению Марата Гельмана «культура - это «неэкономические инновации», с помощью развития культуры можно решить ряд актуальных вопросов, в том числе развитие регионов и децентрализацию; обеспечить качественный уровень культурного досуга для населения, создать условия для работы креативного бизнеса, способствовать демократизации общества. Государство должно не только действовать через государственные организации, но и содействовать независимым формам культуры, создавать условия для их развития»[6].

В настоящее время в министерстве культуры края разрабатывается программа действий по формированию системы поддержки и развития креативных индустрий в крае. Главное управление культуры и департамент экономики администрации г. Красноярска также включились в этот процесс.

Как известно, в становлении креативной экономики важную роль играет бизнес, основанный на творчестве. В настоящее время в Красноярске данный сектор экономики развивается нестабильно и занимает незначительное место в системе малого бизнеса. Для их полноценного развития необходим комплексный подход, обеспечивающий разработку современных моделей территориального развития субъекта Российской Федерации, учитывающего необходимость развития секторов креативных индустрий.

Креативные индустрии можно определить как «предпринимательство в сфере культуры», «культурные или творческие бизнесы». В этом смысле понятие «индустрии» обеспечивает данный сектор экономики смысловым и технологическим содержанием, определяя его как некое производство и реализацию определенного типа продукции. В современной научной литературе принято говорить о создании творческих или культурных продуктов. Можно утверждать, что креативные индустрии - это новый сектор экономики, занятый разработкой новых творческих продуктов, их производством и реализацией. Данный процесс является непрерывным, поэтому в развитых странах наиболее распространенной формой развития креативных бизнесов стал «кластер».

Целью креативных индустрий является создание творческих продуктов, обладающих определенным капиталом, выраженным в денежном эквиваленте. Зачастую такая цена в западном глобальном мире имеет рыночную стоимость или намного выше. Это обусловлено разными факторами: модой, художественной ценностью, традицией, наукоемкими технологиями, инновацией и т.д. В основе таких продуктов будет всегда лежать творческое начало и креативный подход.

В соответствии со сложившимися сегодня концепциями и подходами, к креативным (или творческим) индустриям относят предпринимательскую деятельность в области различных видов искусств и творческого действия.

Среди них разделяют деятельность в таких сегментах экономики как реклама, архитектура, художественный и антикварный рынок, ремесла, дизайн, мода, производство кино- и видеопродукции, программирование, в том числе создание развлекательных интерактивных программ и компьютерных игр, музыка, исполнительские искусства, издательское дело, теле-, радио- и интернет-вещание.

В настоящее время их поддержка и развитие является одним из приоритетов государственной политики в большинстве развитых стран. Государства уделяют большое внимание поддержке людей и сообществ, проявляющих интерес к развитию творческих индустрий, и включают творческие индустрии в национальный план развития.

Культурные ресурсы и творчество становятся главными ресурсами формирования современной постиндустриальной экономики. Этот инновационный сектор также называют творческими или креативными индустриями (creative industries)».

В большинстве случаев «творческий продукт» данных сегментов творческой экономки является стандартизированным, неинтересным, лишенным конкурентных преимуществ по сравнению с работой столичных или западных специалистов и независимых профессионалов, а действительно уникальный продукт находится в жестких условиях стандартного ценообразования местных рынков. Иначе говоря, постоянно растущая конкуренция в данных секторах заставляет скорее снижать цену в независимости от качества и уникальности продукта, а не повышать качество ее творческой составляющей.

Рассмотрим более конкретно состояние и проблемы творческих секторов экономики на примере города Красноярска.

Наиболее успешными в экономическом плане в Красноярске являются сектора рекламы, теле- и радиовещания, дизайна и архитектурного проектирования, информационных технологий. Причина их стабильного существования (по сравнению с художественным, музыкальным, литературным секторами). В ситуации, характерной для Красноярска, данные творческие сектора являются обслуживающими нужды местного бизнеса. Архитектурные дизайн и проектирование «обслуживают» строительный бизнес и девелоперские проекты. Сфера дизайна в Красноярске развивается незначительными темпами и в большей степени обслуживает рынок рекламы, информационно-коммуникационных и медиа технологий. Кроме этого дизайн начинает развиваться в строительной сфере, городской среде.   

Художественный и антикварный рынки, сектор современного искусства, музыкальная индустрия, издательский и литературный секторы, мода при всей уникальности их творческого продукта существуют в неустойчивом положении. Ряд проблем, характерный для этих секторов, является таким же и для других.

Основной проблемой в развитии творческой экономики в типичных индустриальных городах является невысокая, слабо развитая потребность в результатах творческого труда данных сфер, и соответственно, небольшой уровень спроса. Если учитывать, что в настоящее время самым распространенным способом выражения индивидуальности является процесс потребления стандартизированного массового продукта, то не стоит ожидать качественных изменений по отношению к этим секторам. Пока предметы искусства, дизайнерская одежда и качественная литература остаются принадлежностью немногочисленных «элитарных» групп, они не могут стать популярными в массовом использовании.

Сегодня существует достаточно серьезная проблема, связанная с дефицитом насыщенности потребительских рынков в России в целом, а в регионах в особенности. Это обусловлено с одной стороны, историко-культурным типом развития регионов и их удаленностью от центров развитых стран, из которых по принципу волны при открытии границ в переходный для России этап времени стали распространяться новые стили и образы жизни. И с другой стороны, индустриально-аграрным типом развития, не предполагающим внедрение во все сферы общественного развития регионов России креативных технологий. В том числе и формирование гармоничной городской среды не стало приоритетом ведущих традиционный уклад жизни территорий, что повлекло за собой формирование в обществе только базовых потребностей. Кроме этого, повсеместное использование не наукоемких и высокотехнологичных технологий на территории Сибири привело к ситуации формирования низких доходов среди населения, что в свою очередь не позволило начать формирование современного арт-рынка. В связи с этим продукция, где основную часть добавленной стоимости формирует творческая составляющая, создается в настоящее время в крупных городах-мегаполисах и в других немногочисленных территориях, интенсивно развивающихся по постиндустриальному вектору.

Данные процессы сформировали особенности государственной политики, характеризующейся отсутствием внимания к нуждам и потребностям креативных индустрий и творческих бизнесов в регионах. В настоящее время уместно говорить лишь о формальной поддержке некоторых процессов, происходящих в этих сферах. Высокий ресурсный потенциал секторов креативных индустрий доказан мировым опытом, однако на российских территориях, удаленных от ее центрально-европейской части, практические инструменты по внедрению этого опыта в настоящее время практически отсутствуют.

Еще одной, не менее важной проблемой исследуемых творческих секторов является кадровое обеспечение, напрямую связанное с неразвитостью рынка творческих индустрий. Отсутствие в городе грамотных профессионалов, арт-менеджеров, продюсеров, кураторов творческих проектов с одной стороны, и отсутствие посредников между творцом и потребителем - коллекционеров, критиков, ценителей искусства, моды и т.д., с другой стороны, сдерживает развитие креативных индустрий и творческий обмен между творцами и потребителями.

Кроме перечисленных выше проблем, одним из самых актуальных для всех секторов творческой экономики является вопрос защиты авторских прав.

Рассмотрев проблемы непосредственно творческих секторов экономики Красноярска, можно провести небольшой анализ ресурсов, которые могут быть задействованы в формировании креативных индустрий.

Одним из главных ресурсов является организационно-финансовый. На государственном и муниципальном уровнях власти необходимо включение креативных индустрий в программы по поддержке малого и среднего бизнеса, создание системы дополнительных налоговых льгот и зон свободной экономической деятельности. Кроме этого коммерческие и некоммерческие организации, составляющие экономический сектор креативных индустрий, должны иметь право на получение государственных и муниципальных субсидий, грантов.

Другим ресурсом может стать благоустройство городской среды, предполагающей создание в ней разнообразных публичных пространств. Открытые, общедоступные пространства, приспособленные для пребывания людей, - улицы, площади, парки, как известно, являются одними из привлекательных туристических зон. Самым главным (и практически единственным) средоточием привлекательных публичных пространств является исторический центр города. Такие элементы центральной части города как благоустроенные улицы, скверы, кофейни, магазинчики, художественные салоны, зоны для проведения перфомансов, концертов, создают условия для коммуникации и самовыражения. С другой стороны, тенденция приватизации публичных пространств, активная застройка исторического центра города высотными жилыми домами и офисными центрами отрицательно сказались как на восприятии самих горожан, так и на потенциальном встраивании в эти пространства культурных маршрутов и творческих кластеров. Творческие или креативные кластеры в мировой практике являются основой творческой экономки, представляют собой пространственное скопление независимых предприятий, относящихся, обычно, к одной отрасли.

Еще одним ресурсом, востребованным в условиях сложной экономической ситуации, является кадровый. Для осуществления процессов модернизации всех сторон экономики и культуры современной России актуализируется процесс формирования благоприятной образовательной среды, способствующей становлению креативного класса не только в центральной России, но и в Сибирском федеральном округе, в Красноярском крае.

В данном случае необходима модернизация деятельности существующих образовательных учреждений в области культуры и искусства, но и создание новых образовательных практик  по различным направлениям креативной - творческой  деятельности. Это и актуальное искусство, и дизайн, и медиа, и другие современные формы творчества. Кроме этого, необходимо внедрение современных технологий, обеспечивающих формирование современного арт-рынка и креативных индустрий.

Рассмотрим возможные сценарии формирования творческих кластеров в городской среде Красноярска.

Такая популярная на Западе технология, как «захват» бывших промышленных зон молодыми творческими предпринимателями в Красноярске сложно осуществима. Промышленные предприятия, находящиеся в центре города и его окрестностях, работают стабильно (например, «Краскон») и зачастую являются закрытыми в силу специфики работы, так как многие из них являются оборонными предприятиями (ОАО «Красфарма»). В отличие от них, существующие «свободные» промышленные зоны, во-первых, занимают очень большие площади, освоить которые сложно, и, во-вторых, находятся в самых «маргинальных» районах города.

Более вероятная для Красноярска модель - кластерная, предполагающая создание кластеров на базе действующих институтов культуры. Традиционные учреждения культуры могут стать основой развития культурного предпринимательства в связи с переходом на автономное функционирование. В настоящее время наиболее близкими к идее творческого кластера в Красноярске являются такие площадки, как Красноярский музейный центр и Дом кино. Мультифункциональные, работающие с различными аудиториями, они формируют активное творческое сообщество в городе. Другой возможной площадкой может стать Сибирский федеральный университет, создающий в своей структуре особое культурное пространство, наполненное креативными идеями и проектами, творческими встречами с известными учеными, деятелями культуры и искусства, дающее разнообразные возможности для самореализации творческого потенциала студентов.

Возможен также вариант формирования творческих кластеров вокруг туристических зон. Если основой туристических маршрутов станут исторические памятники и зоны, то потребуется выстраивание целенаправленных действий органов государственной власти и местного самоуправления края по охране, реставрации и преобразованию таких зон с активным включением их в программы территориального развития. Для решения этой задачи одним из эффективных механизмов может стать создание «точек роста» и «коридоров развития», включенных в единую социально-культурную и экономическую сеть и интегрированных в общероссийское и международное культурное пространство.

Подводя итоги, можно обозначить главные перспективы и проблемы развития креативных индустрий в Красноярске.

Перспективным, в данной ситуации, является создание условий для развития и реализации творческого потенциала населения, и, прежде всего, креативной молодежи; создание особой образовательной среды, в которой акценты будут поставлены на личностный рост, раскрытие внутреннего потенциала личности, развитие предпринимательства и креативности во всех областях деятельности. Главным в данном направлении может стать создание государственной системы поддержки разрабатываемым в крае инновационным проектам и технологиям не только в науке, но и в сфере культуры и креативных индустрий.

Во-вторых, важно использование уникальных пространств как в городской, так и в природной (ландшафтной) среде. Основная задача - поиск новых форм включения этих пространств в формировании привлекательности городской среды и культурной идентичности.

Проблемным же остается поиск механизмов реализации концепции развития креативных индустрий в современных социально-экономических условиях развития Красноярска и Красноярского края. На данном этапе основным катализатором «креативных» процессов должно стать их включение в стратегии и программы городского и регионального развития.

С целью более детального изучения состояние рынка креативных индустрий в Красноярске авторами были проведены экспертные интервью с представителями 8 секторов: медиаиндустрии - телевещание, информационные технологии, художественный рынок, современное искусство, мода, музыкальная индустрия, реклама, архитектурное и дизайнерское проектирование.

Резюме

Креативные индустрии в экономике Красноярска и края не гомогенны (однородны) по своей структуре. Многие процессы в данной области с одной стороны, еще только начинают формироваться, с другой стороны - активно распространяться, но в своем «индустриальном» стиле, обусловленном сложившемся на данной территории социально-экономическим и культурным полем. 

Роль креативных индустрий в общественном сознании возрастает, так как процесс обсуждения, в котором принимают активное участие СМИ и Сибирский федеральный университет, не прекращается. С этой целью приглашаются ведущие зарубежные специалисты и российские эксперты с целью активизации деятельности в данном направлении и консолидации усилий всех заинтересованных институций.

Для включения креативных индустрий в программы городского и краевого развития необходимо создание особой свободной для творчества и «креатива» образовательной среды в системе как среднего и высшего профессионального образования, так и образования в сфере культуры  и искусства (академического музыкального, художественного, хореографического образования), способствующего формированию активных субъектов деятельности в креативных индустриях. Лидерство и креативность, творчество и талант, предпринимательство и культура - должны стать главными опорами при реализации разнообразных образовательных программ в учебных заведениях края.

Только при таких условиях креативность постепенно может стать элементом образа жизни современного населения Красноярска и края, обеспечивая всестороннюю модернизацию экономики.

Необходимым становится и создание специальных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства в области креативных индустрий. Предоставление на льготных условиях помещений для реализации креативных идей, создание творческих кластеров  и инкубаторов, а также иных площадок будет формировать привлекательность города для молодежи, и способствовать формированию постиндустриальной экономики, основанной на знаниях и творчестве.

Экспертные интервью

«Творческие сектора экономики в г. Красноярске»

Представителям каждого из творческих секторов, выбранным в качестве экспертов, были заданы следующие вопросы:

1) Как Вы оцениваете рынок (моды, музыки, изобразительного искусства и т.д.) в Красноярске (Красноярском крае - если знаете)? Существует ли он вообще? Насколько он развит, каков его объем?

2) Какие наиболее сильные игроки на этом рынке (назовите основные, наиболее значимые имена)?

3) Существуют ли у данного сектора профессиональные ассоциации, союзы? Или иные структуры, продвигающие сектор в целом и отстаивающие его интересы?

4)  По Вашему мнению, какие основные проблемы сектора в Красноярске?

Эксперт: Куимов Василий Васильевич,

заместитель Главы города - руководитель департамента

социальной политики администрации г. Красноярска

Безусловно, Красноярск - творческий город. И здесь развернута стратегическая деятельность по развитию «городской креативности». В настоящее время пока это делается на уровне подготовки городского сообщества к новому качеству - «креативному».

На сегодняшний день мы можем выделить три перспективных направления, способствующих развитию творческих индустрий.

Первое, субсектора, основанные на художественном творчестве. Наиболее развитые из них:

  • Танец;
  • СМИ - особенно электронные. В данном секторе мы видим интересные ходы по созданию запоминающегося продукта. При этом они ведут «активно-агрессивную» политику, так как зависят, прежде всего, от коммерческой составляющей. СМИ - это, прежде всего, бизнес.
  • Изобразительное искусство. Данные сектор поддерживает свое развитие наличием большого числа художников, постоянным событийным рядом. Особенно удивительна ситуация с Китаем - там красноярские художники сегодня имеют большую популярность.
  • Дизайн - в данном случае не промышленный, а наружный и дизайн интерьеров.

Также можно выделить слаборазвитые субсектора: музыка, литература, мода. Основная причина слабого развития - отсутствие среды, насыщенной событиями, организациями, отдельными творческими единицами. В случае с модой также можно отметить отсутствие коллективности, разобщенность, каждый пытается самостоятельно добиться успеха.

Второе перспективное направление - это креативность в социальных технологиях, в организации городского сообщества.

Здесь можно выделить такие уникальные технологии, как проведение городского форума, установление обратной связи с сообществами (сообщество само инициирует обсуждение актуальных для себя тем). Примеры успешной реализации таких технологий - это проведение Дня города, карнавал, в том числе и детский.

Третье перспективное направление - это техническая или технологическая креативность. Примерами могут служить проведение общегородской ассамблеи «Красноярск. Технологии будущего» и осуществление кластерной политики.

Чтобы быть успешным, любое из данных трех направлений должно идти по пути соорганизации, подключая профессиональных менеджеров. Только создавая сообщества, занимающиеся сотворчеством, построением связей, можно поддерживать развитие всех видов креативности.

Тема творческих индустрий, создания креативного пространства на сегодня очень актуальна, так как является источником вдохновения для любой из сфер человеческой деятельности.

Сектор «медиаиндустрии - телевещание»

Эксперт: Кирилл Гуревич,

 руководитель аналитического отдела ЗАО ТРК «Афонтово»

Если оценивать рынок телевещания Красноярска в сравнении с другими региональными рынками, то можно сказать, что он развит выше среднего. Более того, его можно считать одним из лидирующих, как минимум за Уралом. Качество продукта, производимого местными каналами и продакшн студиями, отличается достаточно высоким уровнем. Это говорит о высоком профессиональном уровне телевизионщиков. Если говорить о телевещании за пределами краевого центра, то там телевидение развито значительно меньше»

Оценить объем рынка сложно. Совокупный объем, если брать все телеканалы и продакшн студии, производства местных программ составляет около 100 часов в месяц.

Основные игроки на рынке: из телеканалов - Афонтово и ТВК. Продакшн студии - ТО «Дела», РПК «Город». Это в отношении производства.

Если говорить о сборах от продажи рекламы, то здесь лидерами являются Афонтово и СТС-Прима.

По рейтингу, конечно же, в лидерах находятся Первый канал, Россия, СТС-Прима, НТВ и ТНТ.

Никаких организаций, продвигающих и отстаивающих интересы сектора телевещания в Красноярске и в крае нет.

Основная проблема развития телевизионного рынка - это его  финансирование. На сегодняшний момент спрос рекламодателей не настолько велик, чтобы активно развивалось, и так достаточно хорошо развитое, производство авторских программ (программ произведенных силами локальных каналов и продакшн студий). Тем не менее, определенный потенциал развития здесь еще есть. И, возможно, в 2010-2011 годах произойдет увеличение количества программ местного производства.

Каналы также не готовы заказывать сторонним продакшн студиям производство программ. А собственные  ресурсы уже работают на пределе.

Сектор «информационные технологии»

Эксперт: Бугаева Анна Александровна

В Красноярске пока не сложилась ситуация полноценно действующего арт-рынка. До сих пор не сформирована своя художественная элита, состоящая из заинтересованных зрителей, коллекционеров, критиков, самих художников, которые активно влияют на вкусы публики, вырабатывают некую общую точку зрения, формируя, в итоге, коммерческий успех того или иного проекта.

Наиболее активным участником художественного рынка в России является частная арт-галерея. Сегодня в Красноярске функционируют: сеть частных художественных галерей «Хинган», частная «Арт-галерея Романовых», галерея современного искусства «Секач». Есть несколько художественных и антикварных салонов в центре города. Но об арт-бизнесе в их отношении можно говорить больше условно, так как основная масса выставочных площадок Красноярска (да и Сибири в целом) в лучшем случае существует на грани рентабельности. Основная масса сибирских арт-галерей функционирует по двум моделям: либо имея дополнительный бизнес, как правило, магазин художественных материалов или багетную мастерскую, либо содержа себя на доходы от собственного бизнеса владельца.

Сибирскому арт-рынку мешает развиваться целый ряд причин. Серьезный арт-бизнес может возникнуть только при условии спроса на искусство и лишь в том случае, когда потребитель обладает достаточным капиталом. В случае с красноярской ситуацией, можно обозначить три определяющие проблемы:

  • ­ неготовность самих творцов, художников вступать в договорные отношениями с галереями; непонимание ими роли галерей как посредников в полноценных отношениях между производителями символических ценностей и потребителями (зрителями, покупателями);
  • отсутствие региональных художественных элит; отсутствие общественной потребности в произведениях современного искусства, неподготовленность общества к его восприятию;
  • наконец, отсутствие или острый недостаток профессионалов-посредников, арт-менеджмеров, кураторов, дилеров, которые бы могли сохранять и развивать устойчивые связи как с творцами, так и с покупателями, публикой».

Сектор «современное искусство»

Эксперт: Суслов Олег,
руководитель Школы современного искусства

Что касается сектора «искусства», который никогда не был бизнесом, здесь перспектива связана исключительно с современным искусством (contemporary art). Главная институция арт-рынка - галерея, это, прежде всего, бизнес. В Красноярске такой бизнес невозможен. Во-первых, нет покупателей. Практически никому сегодня не придет в голову приобрести работу местного «современного» художника. Во-вторых, нет самих художников, которые вместе представляли бы собой заметное явление в культурных процессах в городе. В тех немногих актуальных художников сегодня никто не готов вкладывать деньги, продвигать их, поэтому и их работы не представляют ценности (а вовсе не наоборот).

Ещё один аспект проблемы - в городе не сформирован круг ценителей современного искусства, которые бы посещали выставки, интересовались местными художниками, могли бы приобретать произведения хотя бы за небольшие деньги.

Что касается многих представителей академического искусства (выпускники художественного вуза, члены союза художников) - их творчество остается никому не интересным с экономической точки зрения за исключением редких прецедентов - традиционное красноярское искусство нашло своего потребителя в лице некоторых галерей Китая. Сейчас это направление активно развивает Сергей Ануфриев, председатель Красноярского союза художников.

Эксперт: С. Л. Ковалевский, заместитель директора Красноярского музейного центра по проектно-исследовательской работе

Современное искусство в местной ситуации практически не вовлечено в экономические процессы что логично при отсутствии арт-рынка как такового. Но искусство само по себе существует, и будет создаваться в независимости от наличия каких-либо рыночных структур. В настоящее время существует такая институция как Красноярский музейный центр. Уже несколько лет одним из важных направлений работы центра является современное искусство. На его базе реализуются кураторские проекты, им привозятся «звезды» современной арт-сцены, как российской, так и зарубежной. Центром проводится одно из знаковых в городе периодических событий - Биеннале современного искусства.

Имена, серьезно задействованные в этих процессах, можно пересчитать по пальцам. Из художников это Виктор Сачивко, Василий Слонов, Олег Пономарев, Александр Суриков. Работают как кураторы: Сергей Ковалевский, Виктор Сачивко, а также некоторые сотрудники музейного центра. Как дополнительные площадки можно выделить галерею современного искусства «Секач» (она входит в структуру центра), и, в некоторых случаях, Дом кино.

Основные проблемы сектора:

  • ­ современное искусство отсутствует в поле зрения как региональной, так и местной культурной политики; нет заинтересованности властей в развитии процессов, связанных с актуальным искусством;
  • отсутствие курса по современному искусству в учебных программах художественных учреждений, - и как следствие, - слабая ориентация выпускников, молодых художников в актуальных художественных процессах;
  • отсутствие в городе серьезных коллекционеров, то есть потенциальных потребителей художественного продукта.

Сектор «мода»

Эксперт: Александр Дядус, модельер

Рынок модного дизайна в Красноярске можно обозначить, как слабый и неустойчивый. Есть около 6 интересных модельеров, из которых у троих есть собственные студии, остальные же работают в ателье. И даже владельцы студий работают нестабильно, «давит» аренда и другие текущие расходы. В конце концов, модельерам приходится заниматься не творчеством, а предпринимательством.

Из положительных моментов можно назвать следующие. Ежегодно проводится конкурс молодых дизайнеров одежды «Модельер Сибири», который дает возможность заявить о себе дальше на всероссийских конкурсах. Также в городе существует ряд организации и отдельных личностей, которые сопутствуют модной индустрии. Это, например, модельные агентства (Elite Models, Maks Models, Шерварли, Ультра моделс). Выходит журнал, посвященный моде и модным событиям «Fashion collection Красноярск», также фигурируют несколько местных интернет-порталов о моде. За последние годы открыто несколько новых брендовых бутиков. Но при этом отсутствуют специализированные дизайнерские магазинчики.

Из центральных имен на этом рынке можно назвать Соковину Юлию, Татьяну Фомину, Привалову Елену, Дупровину Татьяну, Качан Ирину, Дядуса Александра. Очень заметна фигура Натальи Агахановой, как организатора событий, до недавнего времени - председатель Красноярской ассоциации модельеров.

Существующая Красноярская ассоциация модельеров утратила свою функцию года три назад. Сейчас вся эта структура очень разрознена, начиная от элементарного общения модельеров между собой, заканчивая контактами с потенциальными партнерами.

Из проблем рынка можно отметить:

  • ­ отсутствие внимания со стороны властных структур;
  • слабо развитая потребность людей в индивидуальности и самовыражении, отсюда небольшой спрос на продукты творческого труда модельеров;
  • проведение малого количества профессиональных мероприятий.

Сегодня местные дизайнеры находятся в творческом вакууме - нет возможности привозить западных профессионалов модной индустрии для проведения семинаров, мастер-классов, показов.

Сектор «музыкальная индустрия»

Эксперт: Сергей Мезенов, кино- и музыкальный обозреватель newslab.ru, музыкальный критик

На сегодняшний день полноценной музыкальной индустрии в Красноярске нет. Отсутствуют такие важные элементы музыкальной инфраструктуры, как звукозаписывающие и продюсерские компании. Но можно говорить о наличии некоторых составляющих эту индустрию элементах. Во-первых, это непосредственно создатели творческого продукта - музыканты и музыкальные коллективы. Наличие в городе ВУЗа, готовящего классических музыкантов, а также большой интерес к музыке, как к самодеятельному творчеству, могут говорить о значительном творческом потенциале в этом секторе.

Во-вторых, в городе существуют и появляются новые площадки, предоставляющие возможность музыкальным коллективам встретиться со своей публикой. Среди них клубы «Havana», «Че Гевара», «Эра», «Harley's», Музыкальный театр (привозные коллективы). Причем, каждая площадка работает как с определенной аудиторией, так и с определенными коллективами. Но сегодня возрастает тенденция к пересечению этих аудиторий.

В-третьих, в Красноярске существует всего одна промоутерская компания «Музыкальный город». Но она занимается организацией концертов исключительно приезжих музыкальных коллективов. Организацией местных концертов и фестивалей занимаются по преимуществу отдельные энтузиасты, сами музыкальные коллективы, или администрация тех площадок, где происходит то или иное событие.

В-четвертых, в городе существуют около десятка небольших студий звукозаписи, а также магазины, реализующие музыкальные инструменты и аппаратуру.

В-пятых, сегодня можно говорить о том, что в городе есть публика, у которой сложилась потребность в разнообразной и качественной музыке. Она готова тратить свои финансы и время для проведения досуга в этой сфере.

Проблемой, держащей ситуацию на данном уровне, является отсутствие заинтересованных инвесторов. Любая промоутерская, продюсерская деятельность в этом секторе сопряжена с множеством рисков и отсутствием гарантий прибыли. Сектор нуждается либо в серьезном финансировании со стороны бизнес-структур, либо в финансовой и организационной поддержке со стороны властей».

Эксперт: Суслов Олег,
руководитель Школы современного искусства

Если говорить о секторе музыки, развитие индустрии здесь сдерживается активным развитием технологий и Интернета. Все записи тиражируются в сети, любая запись может стать доступной всему миру без особых на то затрат. Единственно перспективным может быть создание новых точек для живых перфомансов.

Сектор «реклама»

Эксперт: Суслов Олег,
руководитель Школы современного искусства

Реклама -  это первый рынок, где «закончилось» творчество, где креативность и качество продукта уступили место стандарту и массовизации. Затем по данному пути пошло телевидение. В этом секторе в городе сложилась уникальная ситуация, когда продакшн студии платят телеканалам, за то, чтобы их программный продукт выходил в эфир. В лучшем случае творческий продукт предоставляется телеканалу на договорной основе, благодаря устоявшимся личным контактам. В данном случае уже нельзя даже говорить о бизнесе, скорее - о сотрудничестве. Именно поэтому продакшн студии не задерживаются на рынке, существуют лишь давно созданные, у которых есть устойчивые партнерские отношения с конкретными телекомпаниями. Перспективным видится лишь переход традиционного теле- и радио вещания в новый сектор интернет-вещания.

Эксперт: Бугаева Анна Александровна

До кризиса красноярский рынок рекламных услуг находился в стадии устойчивого роста. Емкость рынка увеличивалась на 25-30% ежегодно, составляя в 2008 году около 1,7 млрд. рублей. Основная доля рекламных услуг в Красноярске распределена по таким сегментам, как реклама на ТВ, «наружная» и реклама в печатных СМИ. Основной объем рекламного рынка составляют производственные рекламные агентства, креативных, брендовых значительно меньше. На сегодня в городе функционируют около двухсот компаний, но только десять из них - агентства полного цикла. Остальные либо специализируются на одном виде деятельности, либо слишком мелкие, профиль которых невозможно определить. Развиваются новые, специализированные сегменты рекламы: BTL, event-маркетинг, интернет-реклама.

В связи с кризисом спрос рекламодателей упал, многие фирмы урезали расходы именно за счет рекламных бюджетов. Что повлекло за собой значительное снижение цен на рекламные услуги. Теперь рекламодатели ищут более эффективные каналы продвижения, вырос спрос на нестандартные рекламные решения.

По оценке большинства экспертов, лидеры рынка - агентства полного цикла «Медиафабрика», «Оникс», «Медиацентр», «Студия PR-центр», «Хорошо», а также мастерские «Вездеход», «РБС», «Ориентир-М», «Мастерская Каверзина». Все эти компании вместе держат около 70% рынка, они же и дают ему основной прирост.

На сегодня на местном рекламном рынке наметились следующие проблемы и тенденции. Во-первых, это низкое качество продуктов красноярских рекламистов, отсутствие оригинальных идей, часто непрофессиональный, некачественный результат. Во-вторых, трудности вхождения на рынок небольших молодых компаний, которые способны создавать действительно качественный и креативный рекламный продукт. Как и первая, так и вторая проблема зачастую связаны с менталитетом местных рекламодателей, или не готовых воспринимать смелые идеи, или привыкших к стандартному и недорогому продукту.

Из наиболее заметных тенденций можно выделить, во-первых, поглощение мелких компаний более крупными игроками; во-вторых, объединение молодых узко специализированных фирм для проектной работы. Также, ввиду сложности и затратности создания агентств полного цикла местный рекламный рынок «населят» так называемые «креативные» агентства, которые будут сосредоточены не на производственных задачах, а на творческих (разработка концепций рекламного продвижения, разработка бренд-бука и т. п.).

Творческий сектор «архитектурное и дизайнерское проектирование»

Эксперт: Бугаева Анна Александровна

На красноярском рынке архитектурного проектирования активно работают около ста проектных фирм, бюро и мастерских. Однако при устойчивом спросе на проектные работы многие компании работают на грани рентабельности. Причина - низкие цены, сформировавшиеся на данный вид услуг. С рынком архитектурного проектирования тесно связан рынок услуг дизайна интерьеров. Некоторые компании оказывают комплексные услуги по дизайну и архитектурному проектированию.

Спрос на дизайн и архитектуру растет по большей части ввиду бурного развития сферы услуг Красноярска: общепит, развлекательная ниша, ритейл - те рынки, которые больше всего нуждаются в данных услугах. Сегодня архитектурные и дизайнерские мастерские стараются работать с крупными фирмами, нежели с физическими лицами. В секторе архитектурного проектирования частных заказов попросту немного - в основном проектирование небольших домов по типу коттеджей. В области дизайна же большое количество корпоративных проектов - показатель развитости организации.

Чтобы сегодня удержаться на рынке дизайнерского проектирования, фирмам приходится вести смежный бизнес - отделка помещений, продажа мебели, производство индивидуального оборудования для торговых залов и т. п. В сегменте архитектурных работ и доходность, и уровень рентабельности выше.

Сегодня прогнозируется приход на данные рынки федеральных фирм, что повлечет за собой объединение местных архитектурных и дизайнерских компаний для получения крупных заказов.

Среди лидеров в направлении дизайна специалисты называют «Архитектурное бюро Патрушева», студию дизайна и архитектуры «Виинапуу», «АБ-Квадрат», «Гарри Купер», «3D», «Битари».

В архитектурном проектировании аналитики выделяют такие компании: «Первая линия», «Ардис», «АДМ», «ПРОСТО», «Студия-ЗЕТ», «А-2», «Архитрав», «Проект М», «Тектоника» и другие. Сильные позиции на местном рынке архитектурных услуг у бывших государственных проектных институтов, - они держат около 40% рынка.

Красноярская организация Союза архитекторов России объединяет около ста физических лиц, за каждым из которых во многих случаях стоит юридически оформленная фирма. Недавно в ней был создан новый орган - Совет старейшин, задачи которого: организовывать и поддерживать взаимодействие с депутатами, правительством края и местными органами самоуправления, проводить законотворческие инициативы по проблемам региональной архитектуры и градостроительства, заниматься вопросами соблюдения профессиональной этики и защиты прав архитекторов.

Из основных проблем рассматриваемых рынков можно выделить: во-первых, отсутствие квалифицированных специалистов, во-вторых, присутствие на рынке большого количества фрилансеров, которые снижают цены, выдавая некачественный продукт.

В связи с кризисом ситуация на рынке архитектурного проектирования усугубилась, в том числе и из-за непосредственной связи рынка со строительным бизнесом. Уменьшается количество заказов, цены на проектные работы падают, обостряется конкуренция между проектными организациями за госзаказ. Победителями государственных аукционов становятся компании, которые понижают минимальную заявленную стоимость проектных работ в два, а порой и три раза, при этом снижается качество результата. Сейчас на уровне формального закрытия около половины архитектурных мастерских Красноярска, у них нет заказов, происходит значительное сокращение штатов.

[1] Кокшенёва К. Нужна культурная воля государства. Российская Федерация сегодня, 6.2010

[2] UK Creative Industries Taskforce, Creative Industries Mapping Document. November 1998.

[3] Государственное Предприятие Красноярского края «Корпорация «Красноярск-2020» [электронный ресурс] // http://www.krsk2020.ru/

[4] Из интервью с Томом Флемингом, директором компании «Креативное консультирование Тома Флеминга» (Tom Fleming Creative Consultancy), консультантом в области исследования и поддержки культурных и креативных индустрий

[5] Культурная модернизация / 13.02.2010 / Красноярский экономический форум //http://www.krasnoforum.ru/news/detail.php?ID=3119

[6] Культуре нужна политика / 22.06.2010 / Общественная палата РФ // http://www.oprf.ru/print_v/newsblock/news/3194/chamber_news

← Вернуться назад