«Subtopia»: опыт построения успешного творческого кластера в Швеции

6 июня 2009
Лекция Петера Энглена в рамках семинара «Креативная экономика и городское развитие» в ЦСИ ВИНЗАВОД об опыте построения творческого кластера в шведском городе Бутчюрка
 
Дамы и господа, 
Я рад быть здесь сегодня среди стольких заинтересованных участников семинара. 
Меня попросили рассказать об опыте реализации в городе Бутчюрка проекта «Subtopia», кластера творческих индустрий. Это место, где много страсти, увлеченности, творчества и легкого помешательства. 
 
Начну с самого начала. Для этого мне понадобится ваша помощь. 
Закройте на мгновение глаза. Представьте, что вы находитесь в машине времени, которая перенесла вас на 10 лет назад в Швецию. Вы – политик в городе Бутчюрка, находящемся в 20 км от Стокгольма. Вы отвечаете за муниципалитет с населением в 75.000 жителей.
 
Это один из наиболее многонациональных муниципалитетов, где живут люди 75 национальностей, говорящие на 100 языках.  1/3 жителей города родились в зарубежных странах.  Это город с самым молодым населением в Швеции. Почти каждое утро, когда вы пьете кофе и читаете газету, вы натыкаетесь на статьи о своем муниципалитете.  Читать их вам, как политику, неприятно.  Это статьи о безработице, криминальной обстановке и бандитских разборках.
 
Вы читаете статьи о плохой успеваемости в школах и об учениках, которые поджигают свои школы.  Статьи о том, как люди стремятся и покидают дома застройки 70-х, оставляя пустующие квартиры. Такое освещение в СМИ продолжается уже не один год. Это влияет и на жителей Бутчюрки. Ваших избирателей. 
 
И может быть худший результат этого медиа-образа в том, что и сами жители начинают видеть в своей собственной ситуации одни лишь проблемы. Они начинают терять самоуважение. Они теряют веру в то, что могут изменить ситуацию. А когда они говорят, что родом из Бутчюрки, на них смотрят с сожалением.   Создается порочный круг. Люди, у которых есть возможность, уезжают. Хорошие учителя уходят в лучшие школы. И только те, у кого нет выбора, остаются. И вы, будучи политиком, что бы вы предприняли?
 
Я расскажу вам, что сделали политики Бутчюрки. Они пригласили консультантов из пары крупных компаний. Консультанты провели обследование. Написали отчеты. И заработали небольшое состояние.  К каким выводам они пришли? В целом, в Бутчюрке было выявлено две большие проблемы:
1) Иммигранты. Им трудно интегрироваться, получить работу и реализоваться в местном сообществе.
2) Молодое население. На они слишком затратны. Им нужен досуг, школы, культурные и спортивные мероприятия, но налогов они не платят. 
Однако, консультанты не предложили никакого решения этих проблем. В то же время я работал с небольшой, но многообещающей группой артистов современного цирка, становящейся очень популярной в Швеции - Cirkus Cirkör. Для представлений нужны были артисты, но в Швеции не было цирковых школ. 
 
Мы поговорили с Министерством культуры, но у них не было денег на создание цирковых школ. Однако, они сказали, что есть деньги на развитие культуры в пригородах. Может быть, вы сможете уговорить один из муниципалитетов недалеко от Стокгольма подать заявку на цирковую школу? Мы поехали в Бутчюрку, где нас очень хорошо приняли. Политики верили, что развитие культуры - одна из важных задач муниципалитета и им понравилась то, что довольно известная цирковая труппа с узнаваемым брендом разместится на их территории.
 
Я получил заказ написать заявку в Министерство культуры от имени муниципалитета, и мы получили 20 миллионов шведских крон (около 80 млн. рублей). В заявку входило не только созадние школы, но и целый набор молодежных мероприятий, фестиваль, и другие события. В самом начале планировалось, что школа и циррковая труппа разместяться в существующем уже здании театра. Но однажды мы осматривали окрестности, и уже в самом конце представитель муниципалитета рассказал нам о находящейся недалеко промышленной зоне. Он не был уверен, что нам будет интересно ее посмотреть. Муниципалитет купил эту площадку за «5 рублей», и сейчас она была в плачевном состоянии.  День подходил к концу, но мы все же решили поехать туда. Просто взглянуть. И мы увидели то, что не видели служащие муниципалитета. Они видели разрушающиеся промшленные постройки, которые дорого восстанавливать, и никто не захочет их арнедовать. Мы увидели фантастический понетциал для нового циркового центра. Они видели проблемы и расходы, мы – потенциал и творчество. Артисты цирка хотели разместься в старой промышленной зоне. Они хотели, чтобы приходила молодежь. Им нравилось мультикультурное сообщество. Это было именно то, что они искали. После некоторого убеждения, политики поверили в то, что это место может стать новым цирковым центром. Они набрались мужества и решили инвестировать деньги в реконструкцию площадки под новый цирковой центр с классами и тренировочными помещениями.  Это было началом проекта Subtopia.
 
Прошло шесть месяцев с тех пор как я стал помогать строить новый цирковой центр в Бутчюрке, и я начал понимать, что одна компания и одна школа не окажут значительного влияния весь город. Конечно, в СМИ появились позитивные материалы и состоялись некоторые мероприятия, но скорее всего, это поможет создать лишь небольшое сообщество внутри большего городского сообщества.
 
Я пошел к политикам и спросил, не могут ли они предоставить мне возможнось сделать что-то большее – возможно, новую стартегию развития. Это было не легко. Они уже немного устали от консультантов, утверждающих очевидные вещи, но не предлагающих решений.... В конце концов, мне дали эту работу.  
Первое, что я сделал, - посмотрел, что уникального есть в Бутчюрке. Получилось следующее:
1) Иммигранты
2) Молодежь
 
Я не читал отчетов больших консалтинговых компаний, которые утверждали, что это наиболее крупные проблемы города. Я видел в этом активы города и спросил себя, в каких областях, секторах бизнеса мультикультурность и молодежь могут дать преимущества?  Что ж, например, творческие индустрии. Творческие индустрии во многом основаны на создании/рассказывании историй. А где сейчас возникают интересные истории? Не в центрах городов, где живет средний класс. А в пригородах, среди иммигрантов.
 
В Швеции мы наблюдаем это в литературе, в кинопроизводстве, и в музыке. Очень многие шведские фильмы – о замечательных историях иммигрантов. Возьмем музыку. Откуда идет влияние? Во многом с Ближнего Востока, из Африки и из пригродов. И рэп, и хип хоп – с окраин. Панк – это молодые и рассерженные. А где мы можем найти молодых и рассерженных сегодня?  Куда отправляются дизайнеры моды в поисках вдохновения для создания будущего высокой моды? В мультикультурные пригороды Лондона, Парижа и Стокгольма. И еще очень важное – кто инициаторы творческих индустрий? Это – молодежь. Они определяют тенденции. Они крупные потребители, а также те, кто работает в творческих индустриях. И следущий вопрос – можно ли этим зарабатывать на жизнь? Ведь музыка, фильмы, цирк, дизайн и др. стоят денег. Можно ли на это прожить? Начав изучать вопрос, я сильно удивился. 
 
Творческие индустрии – большой бизнес. В 2001 они составляли 4.8 % ВВП Швеции. В этом секторе работало ок. 280 000 человек, что составляет ок. 7 % общей знаятости в Швеции. Это растущий бизнес. Годовой рост в 1995-2001 составил в среднем 6.4 %. (источник: KK Foundation), а потребление культуры в Швеции возрасло в период 1985-99 с 26 до 37 миллиардов крон.
 
Недавнее исследование 4 крупнейших регионов в Швеции показало, что сектор творческих индустрий сегодня больше, чем строительный сектор.Но может ли это что-то значить для Бутчюрки? Что есть в Бутчюрке, кроме молодежи и иммигрантов, чтобы создать здесь площадку для творческих индустрий? Я начал составлять список местных активов. И наткнулся на золотую жилу. 
 
Я обнаружил, что у муниципалитета есть уже длительная история поддержки культурных программ для молодежи, существует отличная медиа-школа, несколько музыкальных групп в стиле хип хоп, в муниципалитете работают заинтересованные люди, есть спортивные клубы, выставочный зал, Национальный театр, один из крупнейших гастролирующих театров в мире и многое другое. Конечно, муниципалитет и политики об этом знали, но они видели все это по отдельности. Они не складывали все это в общую картину, и рассматривали в основном как расходную сферу, а не как средство для развития. 
 
Я подготовил отчет и предложил пригласить всех заинтересованных участников на встречу, где мы представим видение нашей совместной работы. Встреча прошла удачно. Муниципалитет и заинтересованные участники решили разработать стратегию развития с опорой на творческие индустрии. Стратегия основывалась на следующем:
  • Фокусировка на сильных сторонах, а не на слабостях;
  • Инвестиции в культуру, искусство и творческие индустрии рассматриваются как долгосрочные и стратегические;
  • Создание места встречи – кластера – где творческие люди могли бы осуществлять свои идеи.

Мы создали видение и определили цели на 3 года и 5 лет.

Политические цели/амбиции формулировались следующим образом: 

  • Повышение уровня занятости – создание рабочих мест в растущем секторе экономики;
  • Повышение уровня образования – молодые люди хотят работать в творческом секторе, и им для этого необходимо образование;
  • Увеличение числа людей, остающихся жить в Бутчюрке, и обеспечение лучшей жизни для жителей города – людям нравится жить в творческих местах – и они туда стремятся.
  • Усиление влияния – мы хотим поддержать молодежь, предоставив им новые средства для самовыражения.
Поначалу кластер стоился очень нелегко. Не было очевидных примеров или готовых шаблонов стоительства кластеров. Не было конференций, подобных этой, где можно было бы обменяться опытом и идеями. Мы вынуждены были использовать метод проб и ошибок.
С течением времени мы кое чему научились, и я хотел бы поделиться нашим опытом и факторами успеха.
Обобщая наш опыт могу сказать, что для кластера важно следующее:
  • Подвижники
  • Фокусировки
  • Видение и миссия
  • Организация
  • Бизнес идея
  • Стабильное финансирование
  • Долгосрочная политическая поддержка
  • Далее немного подробнее о каждом из этих пунктов на примере проекта Subtopia.

1. Подвижники

Самое важное для построения кластера иметь подвижников, людей, которые действительно увлечены своим делом, это предприниматели, которые делают свое дело. Не сам кластер должен быть движущей силой, движущая сила – это люди в кластере.

Нам повезло, что с самого начала у нас была цирковая труппа Circus Cirkör, и мы за многое им признательны. Они вдохновили Бутчюрку на новый стиль мышелния и работы. Они привлекли к городу внимание других людей. Если эта труппа здесь обосновалась то, может быть, это не такое уж плохое место?

Позже появились замечательные подвижники из сектора кино/медиа.
 
В начале в Subtopia было 5 организаций. Сегодня - около 50 ассоциаций, компаний и организаций и примерно столько же проектов. Здесь можно обнаружить и «сторожилов», рассказчиков новых историй, и профессионалов и любителей, работающих бок о бок. Они делятся помещениями, идеями, и это помогает развивать новые способы выражения.  
 
2. Фокусировка
 
С начала мы были открыты всему на свете. Любой человек с творческими идеями мог прийти к нам. У нас в планах было развивать музыку, компьютерные игры, цирк, медиа, общественное питание, туризм и др. Мы соединяли в мероприятиях детей и профессиональных артистов, любительские и университетские курсы.  
Это была чудесная смесь, но спустя некоторое время мы поняли, что нужно сфокусироваться и решили определить «на какую ногу будем опираться». Невозможно заниматься всем.  
Сегодня Subtopia – это площадка для запуска идей и задумок, свободная зона для культуры и творческих индустрий. Фокусировка сделана на двух секторах творческих индустрий - цирк/уличные предствления/варьете и фильм/медиа.
 

Цирк/уличные предствления/варьете

Subtopia – живая площадка, где собираются все важные части современной цирковой арены: всемирно-известные цирковые шоу, артисты, образовательные программы, заинтересованные организации и сети. Профессионалы и студенты со всего мира работают и тернируются здесь вместе с любителями в одном из крупнейших цирковых залов Скандинавии. Около 15 компаний базируются в Subtopia и гораздо больше связаны с проектом. Неподалеку находится Цирковая деревня, где в караванах живут артисты. В Subtopia есть две цирковые школы.
 
В процессе создания информационного центра, Subtopia также играет активную роль в шведской национальной сети цирков, варьете и уличных представлений - Manegen, а также в международных цирковых сетях - Circostrada и New Nordic Network.
 
В процессе создания новая сцена – Ангар. В декабре этого года Subtopia выступит в качестве cо-продюсера междунраодного шоу совместно с всемирноизвестной канадской цирковой группой 7Fingers. Кроме Subtopia у шоу еще двe сцены в качестве со-продюсеров - Saddler Wells в Лондоне и Tohu, национальная цирковая сцена в Монреале.
 
Фильм/медиа
 
В Subtopia работает энергичное сообщество из сектора кино и медиа, представленное несколькими компаниями/ассоциациями, организациями и образовательными проектами. Ядром стратегии развития этого сектора в Subtopia является создание фильмодеревни для рассказчиков новых историй, для поиска новых способов финансирования, производства и дистрибуции фильмов. Мы ищем заинтересованых партнеров в Шведции и зарубежом. Subtopia – отличное место как для профессионалов, так и для любителей, но основной наш фокус в том, чтобы привлечь и создать пул ресурсов необходимых для будущих киносоздателей.
Сюда входят:
  • Доступ к финансированию
  • Дешевые помещения 
  • Студии
  • Образовательные программы
  • Оборудование
  • Офисные и рабочие станции
  • Места для показа созданного
  • Творческие сетевые контакты на национальном и международном уровне.
Если вы ищите партнера для международной образовательной программы по кино, или вам нужен постановщик трюков, сценарий, монтажная комната или пакгауз для съемок музыкального клипа, вы найдете это в Subtopia.
 
3. Видение и миссия
 
Вы должны знать, что вы хотите сделать, и как вы это будете делать. Видение должно легко запоминаться, быть понятным и заключать в себе некоторый вызов. Видение Subtopia - «Subtopia – это место встречи и международный центр, где творческие люди чувствуют себя как дома, воплощают свои мечты и делают мир чуточку лучше».
 
Миссия:
  • Создать место, где разные люди и компании совместно развивают идеи и бизнес;
  • Быть свободной зоной и экспериментальной лабораторией для нестандартного инновационного мышления;
  • Стимулировать и поддерживать саморазвитие предпринимателей, быть пусковой площадкой для энтузистов с хорошими идеями;
  • Поддерживать профессиональное развитие, преимущественно в сфере циркового искусства и кино/медиа;
  • Обеспечивать предложение помещений для производственного процесса, проведения встреч и презентаций;
  • Всегда быть открытыми новому, работать для обеспечения устойчивости и общественного блага на местном, региональном, национальном и международном уровнях.
4. Организация
 
Один из важнейших ресурсов кластера - его сотрудники. Нужно привлечь умных и трудолюбивых людей, разделяющих видение кластера. И нужно помнить о возможности роста. У вас должна быть такая возможность. Если вы хотите расширяться, у вас должны быть ресурсы для роста – как физические так и человеческие.
 
Мы начинали, когда работал 1 человек полный рабочи день и несколько помощников. Сейчас в штате 14 сотрудников работают полный рабочий день и четверо – неполный. В 2002 у нас был около 4.000 m2 в собственности, сейчас у нас – 16.000 m2. И все заполнено. Компании могут расширяться, только если кто-то освободит помещение – а это не очень хорошо. 
 
Чтобы команда была успешной, туда должны входить самые разные люди. Очень важно не допускать централизации и работать сетевым образом. Вы должны нарушать правила.
 
Стремитесь к партнерству, а не к изоляции, к разнообразию, а не к единообразию.  Используйте влияние вместо контроля.  Поощряйте работу команды, а не руководите ими. И может быть самое главное! Рискуйте и не бойтесь неудачи!
 
5. Бизнес идея
 
У вас должна быть бизнес идея. Что и кому вы продаете? Вашим потребителем может быть муниципалитет или правительство. Но вы не должны рассматривать их как грантодателей. Вы что-то им продаете.  
Subtopia продает:
  • социальное благо государственному сектору;
  • возможность получить опыт для отдельных людей;
  • необходимые площадки для предпринимателей.
Основу бизнес-плана проекта «Subtopia» составляет взаимодействие между культурой, образованием, бизнесом и социальной инициативой. Мы убеждены, что именно это сочетание обеспечивает инновации и творчество.
 
6. Стабильное финансирование
 
Каким бы спосбом вы не строили кластер, на это нужны деньги. Что-то вы сможете продать на коммерческой основе, что-то не имеет рыночной стоимости. Это значит, что это купит либо государственный сектор либо компании, проявляя свою добрую волю.  
 
Компании, все же, не альтруистичны. Если они что-то дают, они хотят что-то получить взамен. У вас должен быть привлекательный для них пакет предложений. Мы обнаружили, что многие компании заинтересованы в проведении встреч и конференций в творческой обстановке и сейчас мы получаем все больше и больше доходов от этого.
 
Годовой бюджет Subtopia составляет около 16 миллионов шведских крон (ок. 66 млн. руб.). Половину из них (8 млн.) мы получаем за то, что делаем по заказу муниципалитета Бутчюрки. Плата от арендаторов составляет около 5,7 млн. Доходы от проведения конференций и совещаний - 1, 5 млн. и другие статьи доходов - 0,8 млн.
 
7. Долгосрочная политическая поддержка
 
Ни Subtopia, ни один из других творческих кластеров, которые я изучал в Швеции, не выжили бы без долгосрочной политической поддержки. Чтобы построить кластер, нужно время. Обычно процесс похож на то, как танцуют фокстрот – два шага вперед, один – назад. Нужно, чтобы муниципалитет и региональные власти инвестировали в инфраструктуру.
 
Они постоянно это делают в случае с традиционной промышленностью. Они строят гавани, железные дороги, дороги, водопроводы, они выделяют землю для заводов и др. Для творческих индустрий нужна инфраструктура другого рода. Необходимы новые школы, студии, сцены и люди, которые могут управлять творческими кластерами, необходимы бизнес-инкубаторы. И политики должны в это инвестировать так же, как они инвестируют в традиционную промышленность. И если вы хотите, чтобы люди обосновались на новом месте, инвестируйте время и деньги в создание новых перспектив – люди должны знать, что кластер будет развиваться, что это поддерживается политически.
 
Но вы можете поинтересоваться, что от этого получают политики? И я закончу там, где начал. Политики Бутчюрки. Те, кто десять лет назад каждое утро вынужден был читать о неприятностях в своем городе. Для начала – им стало нравиться читать утренние газеты. Образ Бутчюрки в СМИ совершенно изменился. Почти все, что пишут о городе, написано в положительном ключе. За последние годы город был удостоен всевозможных наград: «Культурный муниципалитет года», «Молодежный муниципалитет года», «Устойчивый муниципалитет года», «Лучшие муниципальные программы для детей». Руководитель цирковой труппы Circus Cirkör был назван лучшим молодым бизнес-лидером года.
 
Конечно, все это оказало влияние на жителей и повысило их самоуважение. Сегодня в городе нет пустующих квартир. Почти невозможно арендовать что либо.  

Также заметен рост занятости и возможностей для работы. Невозможно сказать, сколько сейчас занято людей в секторе творческих индустрий в Бутчюрке, но мы точно знаем, что количество их значительно увеличилось.   Больше не существует проблемы с привлечением хороших учителей в школы города. Сегодня у Бутчюрки репутация передового муниципалитета, места, где интересно работать.

Также мы привлекли частных капитал. Одна из компаний решила построить здесь самый крупный в Северной Европе парк развлечений. Они планируют инвестировать 1,2 млрд. шведских крон (5 млрд. руб.). Это создаст множество рабочих мест для жителей Бутчюрки. Частично это счастливый случай, у компании были и другие возможности в пригородах Стокгольма. Но мы знаем, что этого никогда бы не случилось, если бы политики Бутчюрки, не приняли бы стратегию развития, основанную на творческих индустриях.  
 
Спасибо за внимание!

← Вернуться назад