Развитие творческих индустрий в России: проблемы и перспективы

18 января 2012

Зеленцова Е.В, Мельвиль Е.Х.

Статья посвящена результатам сравнительного исследования творческих субсекторов экономики России, проведенного с целью оценки инвестиционного потенциала рынка творческих индустрий. Авторы анализируют особенности развития креативной экономики России и ее отдельных секторов, а также предлагают рекомендации по развитию творческой экономики.

О роли творческих индустрий в социально-экономическом развитии говорят уже давно и достаточно много. В последнее время, особенно после кризиса 2008 г. и в контексте поиска альтернатив сырьевой экономики, о творческих индустриях и развитии новой, креативной экономики заговорили и в России. Вопрос привлечения инвестиций – сегодня один из самых обсуждаемых, но когда в России говорят об инвестициях, то, прежде всего, имеют в виду традиционные отрасли промышленности; речь пока не идет о вложениях в культурную или творческую сферу. С целью оценки инвестиционного потенциала рынка творческих индустрий в России и разработки рекомендаций по их развитию Агентство «Творческие индустрии» совместно с Институтом России и Восточной Европы (Финляндия) провело исследование и опубликовало итоговые материалы «Творческие индустрии. Российский профиль».

Объектом исследования стали следующие субсекторы творческих индустрий: кино- и видеопроизводство; музыка; видео, онлайн и компьютерные игры, мультимедиа, развлекательное программное обеспечение; мода; дизайн; туризм и культурный туризм; галерейный бизнес; реклама и маркетинговые коммуникации. В работе были использованы данные докладов ООН «Креативная экономика» 2008 и 2010 гг. (далее Доклад), материалы специально организованного экспертного опроса, открытые сетевые источники, в том числе – данные профессиональных ассоциаций и аналитических агентств.

Анализ развития творческих индустрий в России связан с определенными трудностями. Первой и главной среди них является дефицит статистической информации. Официальная статистика в России сгруппирована по стандартной индустриальной классификации с низким уровнем разбивки на категории, ориентированной, прежде всего, на выпуск продукции в промышленном секторе, добычу и переработку сырья. Собрать информацию по творческим секторам достаточно сложно. Производственный сектор культуры как отрасли не выделен в отдельную категорию, и данные по большинству кодов экономической деятельности, относящихся к творческим индустриям, аккумулируются в разделе «Прочие коммунальные, социальные и персональные услуги». Поэтому для получения данных необходимы официальные запросы в различные ведомства и обработка большого объема статистической информации.
 

Объем рынка также достаточно сложно оценить. С одной стороны, официальная статистика не включает информацию о наиболее распространенной форме творческих бизнесов – микропредприятиях (оборот до 60 млн рублей и количество сотрудников, не превышающее 15 человек); с другой – производство и потребление в сфере творческих индустрий осуществляется как в рамках формальной, так и в рамках неформальной экономики, а данные о последней не попадают в статистические отчеты. Поэтому проведенное исследование было сфокусировано на сравнительном анализе статистических данных по России, приведенных в упоминавшихся выше докладах ООН.
 

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ

← Вернуться назад