Творческие индустрии в Вене

30 октября 2008

Вена: тандем со временем

София Игнатова

В XIX - XX веках Вена по праву считалась европейским центром интеллектуальной и культурной жизни, законодательницей мод и местом притяжения творческих людей со всего континента. Город имел репутацию не только политической, но и культурной столицы, влияние его распространялось далеко за пределы государства. И сегодня Вена сохранила свою репутацию, не смотря на множество войн и политических катаклизмов.
В этом очерке я хочу поделиться впечатлениями о Вене с позиции не только туриста, но и человека, всерьез увлеченного темой творческих индустрий. Искусство, открытое людям, приближенное к реальности, творчество в повседневной жизни - вот в чем, по-моему, состоит смысл творческих индустрий. Это может проявляться в разных формах, таких как творческий подход в бизнесе, открытость искусства, интерактивность, доступность информации и др. По сути, творчество всегда проявляется в заботе о внешнем виде: человека, дома, района, города. Вся атмосфера места должна создавать ощущение свободы и творчества. Рассуждая так, надо сказать, что Вена по праву может называться творческим местом.
 
Центр города построен, конечно, по законам традиции: его формируют величественные здания в стиле барокко. Тем не менее, город органично сочетает черты традиционного и современного искусства. Современность повсюду - прямо на улицах, в парках и на тротуарах расставлены современные скульптуры. Они общедоступны и находятся в свободной продаже: любой человек может приобрести предмет искусства. Статуи никем не охраняются, ведь этому городу совершенно не свойственен вандализм, поэтому даже довольно долго стоящие произведения находятся в прекрасном состоянии.
 
Отдельного упоминания стоят, конечно, музеи Вены. В них, как и на улицах города, причудливо переплетаются история и современность. Приведу в пример один из главных музеев Вены, бывший дворец короля Альберта, Albertina. Первый зал, сохраняет классическое убранство дворца. Античные статуи и старинные полотна, во главе с жемчужиной коллекции - картиной придворного живописца XVII века Альбрехта Дюрера - создают ощущение величия и недоступности. По коридорам перехожу в следующий зал - там выставляются полотна великих новаторов XX века. Среди авторов Моне, Пикассо, Ренуар, Дега, Шагал, Малевич и другие. Глядя на полотна, расположенные в порядке хронологии и объединенные по принципу стиля, как бы вновь переживаешь события двадцатого века, такого яркого и трагичного.
 
 
В некоторых картинах видно спокойствие и умиротворенность, восхищение вновь открытыми вечными истинами. Но в большинстве полотен - боль, надлом, страдание или подъем сил, агрессия. Эпатирует форма и содержание, искусство рвется на свободу, стремясь преодолеть традиционность как барьер. Увиденное вызывает столько эмоций и впечатлений, что кажется - вот-вот взорвешься, надо срочно уходить, прятаться от людей и вновь обдумывать, переживать... Но в единый билет галереи входит посещение еще одного зала. В нем расположена выставка работ современного художника, бывшего карикатуриста Поля Кле. Воспринимать его искусство легко и приятно, ведь он говорит на современном, нашем языке. Он оперирует такими понятиями, как статус, успех, престиж и другими, прочно укрепившимися во главе угла современного общества. Стиль Кле - отстраненная небрежность и неизменная ирония во всем, от личных переживаний до философских поисков. Он говорит о вещах как будто нехотя, не желая тратить энергию по пустякам. Подобный стиль кажется мне одной из лучших метафор современности. Не знаю, что должен чувствовать турист на подобной экскурсии, но для меня поход в музей был равен трем часам абсолютного восторга. Тщательно продуманная пространственная перспектива галереи слилась с временной перспективой. Широкие сводчатые коридоры провели меня через века в искусстве, показав мироощущение каждой эпохи. Галерея как будто провела для меня эмоциональную экскурсию по времени в искусстве.
 
Приведенный пример ярко доказывает, что традиционные культурные институты Вены готовы к переменам и развитию, открыты нововведениям. Но все же самым сильным аргументом в пользу того, что Вена - современный, творческий город, послужило другое место. А именно - творческий кластер, расположенный прямо в центре, на музейной улице. Впрочем, обитатели не называют его кластером, ограничиваясь скромной формулировкой «молодежный культурный центр».
 
Тем не менее, некоторые особенности места указывают на то, что это самый настоящий творческий кластер - место объединения и взаимодействия творческих профессионалов, совмещающее рабочие и презентационные площадки. Официальное название Museum Quartier 21. Музей расположен в здании бывших императорских конюшен - не самое нарядное из зданий центра Вены - и содержит самую крупную в Австрии коллекцию современного искусства: фонд короля Людвига. Входя внутрь, оказываешься в галерее дизайнерских бутиков - то ли выставок, то ли магазинов за стеклом. Налицо совмещение пространства витрины с выставочным пространством. Там и одежда, и дизайн интерьеров, и графика. Есть бутичок приколов - куда же без этого? Пройдя галерею, оказываешься в кафе, больше похожем на закопченную столовку для работников фабрики прошлого века. И все-таки это полноценное венское кафе, что становится ясно благодаря меню и качеству обслуживания. Более того, это потенциальная выставочная и концертная площадка - в зависимости от планов организаторов. Дальше - книжный магазин, где можно найти сотни книг, от популярных до редчайших, от дешевых до бесценных. Во дворе музея - парк с зоной отдыха и небольшой концертной площадкой. Здание имеет много входов и выходов, и это важно. Каждый человек имеет возможность выбирать, куда ему идти - в книжный магазин, в кафе или прямиком в парк, или пройти все, но по какому маршруту. Принцип свободы выбора, по-моему, является ключевым для творческих индустрий, и он очень органично воплощен в жизнь создателями этого места. Как и другой принцип, на котором, без преувеличения, держится вся жизнь творческого кластера - принцип универсальности. Действительно, здесь нет уголка, который не использовался бы для нескольких целей и не представал бы в разных ролях. Так конкретное место воплощает понятие  творческого пространства. Quartier 21 - это место своеобразного соединения, концентрации творческих сил Вены, молодых талантов и их публики - людей, жаждущих нового, свежего, интересного.
 
Среди проектов, воплощаемых Музеем можно назвать проведение конференции по исследованиям в области культурной политики, целью которой является создание единого пространства для междисциплинарного и международного исследования функций, концепций и воздействия культурной политики. Среди проектов в сфере современного искусства можно назвать ежегодно проводимую резидентскую программу - конкурс на предоставление рабочего и выставочного пространства молодым художникам и дизайнерам. В рамках этой программы музей предоставляет победителям конкурса рабочие студии и стипендию на срок 2-3 месяца. В сфере образования музей интересен тем, что в нем расположена резиденция крупнейшей международной образовательной программы Fulbright, предоставляющей молодым ученым гранты на повышение квалификации за рубежом. Среди пилотных проектов музея, которых в течение года проходит больше сотни, можно назвать Форум дизайна, Фестиваль моды и причесок, презентации музыкальных альбомов, записанных на студии, расположенной в этом же здании, кулинарный фестиваль, презентации новых компьютерных игр, разработанных мастерской, также расположенной в кластере. Quartier21 - это перекресток для мультимедийного искусства, его создания и представления.
 
После посещения такого места я окончательно убедилась в том, что Вена - это не только культурная столица Европы и мира, не только традиционный центр искусств, но и молодой, творческий город, дышащий воздухом XXI века. Вена дружит со временем. Она не пытается время удержать, законсервировать традиции и искусственно сохранить атмосферу культурного расцвета прошлых веков. Не пытается город и спорить со временем, забывая прошлое и стремясь только вперед. Вена ценит свое время и работает с ним вместе. По-моему, отличный тандем. 

← Вернуться назад