Политика в области творческих индустрий: зарубежный опыт и российские реалии

10 февраля 2009
 
Алексей Гончарик
 
Современные процессы развития отдельных государств, регионов, городов не всегда можно объяснить социально-экономическими и политическими факторами. Культура в разное время становилась объектом представления, манипулирования образами, идеологий и идентичности. Культура ранее была не столь важна с точки зрения государственной политики, зачастую не была в центре государственного видения. В современном мире культура становится важным фактором, определяющим важные финансовые вложения – инвестиции, а также мощным инструментом политики развития территорий.
 
Факторы появления и развития творческих индустрий.
 
Динамичные процессы в середине XX века, оказали значительное влияние на становление и расширения новой творческой экономики и важной ее составляющей – творческих индустрий. Творческие индустрии – западное изобретение, поэтому рассмотрение факторов и изменений, связано с процессами и научными находками преимущественно в западных странах и обществах.
 
1. Глобализация современной жизни.
 
Множество ученых подметило множество разных тектонических процессов, которые фактически переворачивали структурную картину мира. Впервые о коммуникационной революции в глобальном масштабе заговорил М.Маклюэн. При этом в мире в связи с появлением новых подходов в экономике, культуре, в политике и нового понимания социальной структуры, расширением интеграции, которая приводит к все большой регионализации и политики мультикультурализма появилось новое состояние мировой системы отношений.
 
Развитие средств коммуникации, широкие миграционные потоки, ломка традиционной идентичности и трансформация территорий и идентичности, новое понимание конкурентоспособности, гипермобильность стали новыми формами требований для человечества.
 
Глобализация и новые информационные технологии определяют в современном мире новое значение городов и снижение значения национальной экономики. Глобализация сопровождается множеством процессов, в том числе и процессами глокализации регионализацией и т.п.
 
2. Переворот в интеллектуальном и научном сообществе и расстановка новых приоритетов.
 
В 1980-е–1990-е годы разрабатываются множество новых междисциплинарных концепций: постматериальных ценностей, глобализации, сетевого общества, творческого класса, экономики опыта, творческих городов, а также новые размышления о демократическом устройстве (Р.Даль, А.Лейпхарт) и гражданском обществе (Ф.Шмиттер). Все большое значение приобретают взаимопроникновение интеллектуальных традиций наук, что приводит к разноплановому видению и интерпретации мира и человека. Особое место занимает концепция социального капитала. В обиход быстро вошли такие важные основы социального капитала - доверие, нормы и ценности. Социальный капитал – важнейший общественный феномен. В науке сложилось три классические традиции исследования социального капитала, идущих от трех авторов концепций (П.Бурдье, Дж.Коулмен и Р.Патнэм). Бурдье определили социальные капитал как «фактические или потенциальные ресурсы», человек обладает им в результате тесных и прочных связей знакомств и членства в какой-либо группе. При этом Бурдье рассматривает социальный капитал в контексте культурного и экономического. Акцент учёный всё же делает на преимуществах и возможностях участия в группах и организациях.
 
Для Коулмена, социальный капитал - связь образовательного успеха и неравенством в обществе, а также отношения между семейными отношениями и общественными организациями. Социальный капитал – важной свойство общества, которое облегчает взаимодействия акторов в рамках организации. При этом акцент исследователь делает на пользу для индивида. Коулмен также устанавливает связь между социальным капиталом и доступности к ресурсам.
 
Патнэм определяет социальный капитал как важную характеристику общественной структуры, которая облегчает действия и сотрудничество людей ради взаимной выгоды вследствие доверия, норм взаимозависимости и сетей. Социальные сети способствуют нормам взаимности. Для Патнэма важно взаимодействие и взаимозависимость – взаимное уважение, доверие и гражданственность. Социальный капитал важен для развития гражданского и экономического развития.
 
В конце 1990-х годов исследования Р.Флориды привели к тому, что индивиды не стремятся включаться в сообщества, а отдалиться от них. Возникает квазиавтономность, для людей приоритетным становятся слабые связи над сильными. Новое понимание социальной структуры общества и ее ограничения для индивидуальной творческой и деятельной свободы приводит к дальнейшему поиску инноваций и стремлению к экономическому росту. Флорида пишет, что «обществу нового типа свойственны более разнообразные дружеские контакты, индивидуализация занятий и ослабление связей внутри сообщества. Люди хотят разнообразия, низких входных барьеров и возможности быть собой. Статистика подтверждает эти наблюдения» (см. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005).
 
Приоритетным становятся рассмотрение таких вопросов как соотношение традиций и инноваций во всех сферах человеческой активности. В зарубежных исследованиях в последнее время очень часто подчеркивается ведущая и даже доминирующая роли городов в жизни человечества. В частности, в рамках ежегодных лекций в рамках нидерландского проекта «Мегаполисы» поднимаются вопросы конкурентоспособности городов и роль культуры, понимания сущности городского роста в культурном и экономическом разнообразии.
 
3. Развитие городов и изменение роли городов.
 
Современная жизнь проходит под лозунгом «Все и всё - в города!». Несмотря на такие проблемы как бедность, закрытое пространство, небольшие связи между людьми, напряжение, шум и грязь, города раскрывают человека, по-новому, исходя из новых вызовов человечества и постиндустриальной экономики. Города становятся центрами и каналами глобальных потоков капитала, товаров и услуг, людей, идей, образов.
 
Кризис тяжелой промышленности приводит к репрограммированию индустриальных отраслей и структур. В то же самое время в противоречии с пространством находится человек. Экономика городов все больше становится зависимой от творческого класса людей. Современный город становится центром обмена идей, а ресурсами – от искусства до политики и от семьи до свободы. Новое значение приобрели такие факторы как информация, доверие, инновация, гибкость, поэтому новая городская политика выстраивается вокруг поиска новых ресурсов и талантов, разработки и внедрения новых стратегий и направлений деятельности, привлечение инноваций, а также поддержки, и сохранения городского культурного наследия. М.Кастельс отмечает, что города становятся командными центрами принятия решений, центрами коммуникации информационного общества.
 
Ф.Вуд, говоря о стимулах городского творчества, отмечает «сегодня все города встают перед вопросом, как обеспечить атмосферу, создать правильные условия, в которых будет возможно развитие их скрытого творческого потенциала» (см. Вуд Ф. Круговорот городского творчества // www.cpolicy.ru). Он выделяет ряд факторов, которые обеспечивают к раскрытию нового потенциала городов, в особенности творческого. Это и осознание политического, управленческого и экономического кризиса, которое приводит к новым, нестандартным решениям и применению новых идей (самый успешный пример – город Хаддерсфилд в Великобритании). Это и влияние включения в процесс изменений городов этнических меньшинств, это и осознание конкуренции с другими городами, творческого обучения, поощрения творческих экспериментов и сотрудничества в обсуждение идей, удовлетворения амбиций, появление манифестов и программных идей, а также «что-то полностью неожиданное и непредсказуемое» (см. Вуд Ф. Круговорот городского творчества // www.cpolicy.ru).
 
Один из главных теоретиков творческой экономики Ч.Лэндри, анализируя творческие города, отмечает, что они становятся важнейшим пространством и местом скопления общественного и интеллектуального ресурса. Города создают преимущества для культурных индустрий: знания, традиции, атмосфера, локальная идентичность, частью творческого фонда городов становятся пространства, люди, сети. Новое значение приобретают проблемы культурной идентичности, смешения культурного и коммерческого знания, эмоциональности и рациональности, творческого мышления и рутинизации. Одновременно с ростом городов появляются множество проблем как иммиграция, что вызвало немало беспокойства правительства стран мира, используя данные проблемы на благо творческой экономики.
 
Ясно одно, что современные города находятся в состоянии напряженности, в связи с переходом к новым и неизученным способам организации. Для одних городов это безболезненный процесс, для других же это ломка всей старой традиционной системы управления и формирования нового имиджа.
 
4. Новая роль культуры.
 
Культурная революция 1960-х годов привела к смещению ценностных акцентов молодого поколения на самореализацию и самовыражение, ставших новыми символами изменений в понимании культуры как нового ресурса и инструмента деятельности. Снятие жестких идеологических рамок и размывание идеологий в западных политиях повлияло на изменение понимания роли культурных процессов, их влияния на взаимоотношения в обществе и между обществом и государством. Культура становится инструментом политики, становится одной из форм выхода из политического, социального и экономического кризиса. Культура становится движущей силой развития стран, городов, общества. Осознание правительствами стран Запада, что культура оказывает сильное, а порой и решающее влияние на конкурентоспособность страны, на привлечение инвестиций и формирование имиджа регионов и городов.
 
Кризис начала 1970-х годов повлиял на смену идеи культурной демократии и централизованной культурной политики. Критика идеи культурной демократии, прежде всего, связана с элитистким подходом к избранию того или иного понимания культуры, навязывания культуры, а не ее свободы (см. Востряков Л.Е. Культурная политика: концепции, понятия, модели // www.cpolicy.ru). Тем более, что после Второй мировой войны роль искусства заключалась в морализаторской функции, а культура воспринималась как важнейшее общественное благо, те самым выстаивалась стратегия гуманитарной роли культуры. Культура – общественное благо. Ф.Матарассо и Ч.Лэндри отмечали, что «на смену лозунгу «культура для всех» (культурная демократия) пришел лозунг демократизации культуры – «культура для каждого» (Цит. по Востряков Л.Е. Культурная политика: концепции, понятия, модели // www.cpolicy.ru).
 
Новая культурная стратегия в 1980-е годы в странах Запада предполагала расширение понимания культуры (в том числе понимания культуры как деятельности), децентрализацию полномочий принятия решений в культурной деятельности, сотрудничество власти и учреждений культуры, инвестиции в культуру. Особое значение культуры актуализировал и рост региональной и локальной идентичности в странах Западной Европы, а также развитие культурного туризма. Культурная политика выстраивается в рамках инструментального подхода, суть которого заключается в том, что «принципиальная ценность культуры определялась её способностью служить различным политическим целям и стратегиям, направленным на общественное развитие или решение социальных проблем» (см. Востряков Л.Е. Культурная политика: концепции, понятия, модели // www.cpolicy.ru).
 
В 1990-е годы культура становится важнейшим приоритетом мирового и европейского развития. Роль культуры в экономическом и социальном развитии - доклады ЮНЕСКО («Наше творческое разнообразие», 1996 год) и Совета Европы («Стремление к целостности», 1997 год) (см. Востряков Л.Е. Культурная политика: концепции, понятия, модели // www.cpolicy.ru), а затем принятие на 31-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО “Всеобщей декларации ЮНЕСКО о культурном разнообразии» (Париж, 2 ноября 2001 г.). В Европе принята Программа ЕС «Граждане для Европы», рассчитанная на 2007-2013 годы (см. http://www.europa.eu.int/) .
 
В рамках программы «Европейская культурная столица» (с 1985 года) с целью совершенствования культуры, содействия инновациям в сферу культуры выбирается город, которые реализует масштабные культурные мероприятия в течении года. При этом обеспечивается широкая общественная поддержка, стимулирует бизнес к участию, происходит продвижение идеи европейского культурного сотрудничества. В 2008 году европейской культурной столицей стал город Ливерпуль (в течении года предполагается провести более 350 культурных мероприятий).
 
Американский социолог Р.Флорида в конце 1990-х вводит новое понятие - «творческий класс» для обозначения появления нового класса людей в современно меняющейся экономике постиндустриального общества. Он также выделяет характерные черты представителей творческого класса – независимость, мобильность, свобода перемещений в пространстве (в компаниях и городах) в зависимости от созданных условий. Для творческих людей приоритетом становится не карьера, престиж и высокая зарплата, а ценность созданных условий для работы и жизни, раскрытие своего творческого потенциала, в том числе толерантная атмосфера и творческие стимулы. При этом Флорида акцентирует на индивидуальности творческого человека в сочетании с таким качеством как возможность брать “на себя коллективную ответственность за благосостояние сообщества» (см. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005). Концепция Флориды оказала значительное влияние на понимание творческих индустрий и нового места городов, так как творческий класс во многом и составляют люди творческих индустрий.
 
Государственная, региональная и муниципальная политика в области культуры на современном этапе обладает высокой мобильностью, ориентирована на развитие свободного рынка и новые типы ресурсов – неограниченные (преимущественно, творческие), в отличие от экономики индустриального общества, где приоритетными ресурсами являются материальные, природные и финансовые. Ч.Лэндри отмечает, что «культурные ресурсы – это материал, используемый для создания базовых ценностей города, сырье, которое приходит сегодня на смену углю, стали и золоту» (см. Лэндри Ч. Креативный город. М.: Издательский дом «Классика-XXI”, 2005).
 
Приоритетами становятся идентификация городов и регионов, а решение проблемы сегментированности сообщества направлена на взаимопроникновение местных сообществ и диалог культур. Современное понимание культуры на официальном уровне стран Запада не исключает творческое наследие и традиционное понимание культуры, а проблема использования ресурсов традиционной культуры решается за счёт обустройства городской среды и пространства в рамках творческих индустрий.
 
О приоритете культуры можно говорить о том, что в 2008 году Европейская Комиссия определила как «Европейский год межкультурного диалога» – важно культурная идентичность и убеждения на пути формирования европейского гражданства, развитие межкультурного диалога вместе с гармонией (см. http://europa.eu.int/comm/culture/portal/events/current/dialogue2008_en.htm).
 
5. Новое понимание экономики.
 
В 1980-е годы появление управленческого идеологии «нового менеджеризма» (в центре которой идеи трех «э» – экономии, энергичности и эффективности) повлияло на изменение роли государственного управления. Концепция «нового менеджеризма» предполагала гибкость и адаптированность к изменению окружающей среды структуры управления, приоритет рыночных методов, ценностей и взаимоотношений в управлении над бюрократическими в ответ на возможные кризисы управления.
 
Административная революция, а также реформа местного самоуправления в 1980-е годы радикальным образом повлияло на облик современного западного государства: децентрализация управления, улучшение качества государственных услуг и механизма их распределения, реформирование государственной службы, разделение функций принятия и исполнения политический решений и реорганизация работы правительства.
 
Административные преобразования повлияли на новое понимание экономики. Проблема конкуренции, рыночных ориентиров и оценок значительно вменилось со времен индустриального развития. В 1980-1990-е годы кризис индустриальной промышленности сопровождается кризисом индустриальной базы, эрозией традиционных ключевых функций городов, и всё это на фоне процессов глобализации.
 
Переход западных стран к постиндустриальной экономике и на путь инновационного развития предполагал широкую трактовку экономики. На практике начался отход от жесткой детерминированности в принятии решений, расширения индустриального производства и инфраструктуры, традиционные (материальные) ресурсы уступили свое место творческим. Приоритетом становится творческая экономика и творческие индустрии как важнейшая составляющая экономики (как на национальном уровне, так и на региональном и муниципальном). Основными составляющими успеха предприятия становится гибкость в принятии решений и открытость инновациям.
 
Основными участниками творческой экономики становятся не только бизнес (крупные предприятия и корпорации творчески индустрий, но и мелкие и средние фирмы творческих кластеров), но и традиционные организации культуры (такие как театры, музеи и библиотеки), а также посреднические агентства (между властью и бизнесом, целью которых является поддержка творческих индустрий и выполняющих функции консультации, анализа и оценки). Помимо всего в центре экономики – творческие, независимые люди с множеством идей и изобретательностью, «которые мигрируют между этими секторами и образуют подвижную творческую среду» (см. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России / Отечественные записки // www.strana-oz.ru).
 
Что такое творческие индустрии?
 
Творческие индустрии – уникальный сектор экономики, который мог возникнуть только в эпоху постмодерна. Страной-пионером в области творческих индустрий стала Великобритания. В 1998 году творческие индустрии официально признаны и переданы в Департамент культуры, медиа и спорта (DCMS) правительства Великобритании. В то же самое время впервые закреплено официальное определение творческих индустрий.
 
Творческие индустрии – это «та деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая может создавать добавленную стоимость и рабочие места путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» (см. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России / Отечественные записки // www.strana-oz.ru).
 
В определении творческих индустрий выделено 13 подсекторов: реклама, архитектура, художественный и антикварный рынок, ремесла, дизайн, мода, производство кино- и видеопродукции, программирование, в том числе создание развлекательных интерактивных программ и компьютерных игр, музыка, исполнительские искусства, издательское дело, теле-, радио- и интернет-вещание (см. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России / Отечественные записки // www.strana-oz.ru).
 
Следовательно, под творческие индустрии попадают семь областей деятельности:
1) Аудио-визуальное (фильм, ТВ, радио, новые медиа, музыка);
2) Книги и пресса;
3) Наследие (музеи, библиотеки, архивы и историческая среда);
4) Перфоманс (театр, искусство и танец);
5) Спорт;
6) Туризм;
7) Визуальное искусство (галереи, архитектура, дизайн и ремесла).
 
Важным достижением является то, что, по сути, была расширена сфера культуры.
Дж.Браун выделяет 4 ключевых элемента интеллектуальной концепции творческих индустрий: «1. ...базируются на творческих, художественных способностях индивидов... 2. …действующих в союзе с менеджерами и технологами…3. …создающих рыночные продукты…4. …экономическая ценность которых заключена в их культурных (или «интеллектуальных") свойствах» (см. Браун Дж. Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории / Презентация на семинаре «Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории». 14-18 июля 2003 года. Петрозаводск // www.cpolicy.ru).
Как отмечает Т.Флеминг, с 1998 года есть множество попыток обогатить определение данного сектора экономики, как в стороны сужения (оставить в сфере наиболее важные сферы), так и в сторону расширения (включение таких сфер, как туризм и досуг).
 
Что входит в творческие индустрии?
 
Творческие индустрии предполагают реализацию творческого и интеллектуального ресурса в «творческий продукт» - видеофильм, дизайнерскую вещь, при этом направленность творческого потенциала предполагает видение территории и создание творческих мест и пространств (в большей степени городах) (например, в Хаддерсфилде, Хельсинки, Куритибе). Творческие индустрии непосредственно способствуют созданию действительно нового явления для современной городской жизни и для формирования творческой экономики - творческих кластеров.
 
Творческий кластер – особое место, несколько предприятий, фирм, мастерских, офисов, объединенных в общем пространстве и занятых в секторе творческих индустрий. В кластере возникает общая, специфичная, открытая творческая среда для коммуникации и сотрудничества, формируются новые сети взаимоотношений как альтернативу социальному капиталу, на основе которых происходит обмен идеями. Главной чертой творческих кластеров является общая атмосфера творчества и бизнеса, способствующая производству творческого продукта. Кластеры помогают в освоении заброшенных промышленных предприятий и пространств.
 
В центре внимания современной жизни должно стать творчество (креативность - новый ключ к конкурентоспособности и росту производительности), поэтому акцент переносится с промышленного сектора на индивидуальную креативность и свободу. Новые сферы культуры, такие как мода, телевидение, дизайн становятся преимущественно коммерческими и способствуют появлению творческих профессионалов и менеджеров в сфере культуры.
 
Для сектора творческих индустрий особое значение приобретает историческая, этническая, социальная специфика места, где сконцентрированы творческие силы, что активно влияет на разработку стратегии в области культурных проектов.
 
Активная поддержка творческих индустрий местными властями особенно ярко проявляется в традиционных индустриальных центрах, например, в Ливерпуле и Манчестере (еще в XIX веке описывая расположение домов, производственных построек Ф.Энгельс в книге подметил особую атмосферу, которую создают промышленные города для рабочих).
 
Еще один важный субъект творческой экономики - агентства творческих индустрий, которые являются посредниками между сообществом творческих предпринимателей и городскими властями занимаются наиболее сложной и ответственной работой в данном секторе. Агентства проводят картирование территории и выявляют творческие ресурсы и потенциал этой территории, а уже затем разрабатывают стратегии развития и выстраивают систему поддержки. На самом деле, процесс исследовательской и аналитической деятельности агентств очень сложен и вбирает в себя трудоёмкую и длительную работу. Наиболее крупные и авторитетные агентства творческих индустрий на сегодняшний день существуют в Великобритании, которые стали признанными лидерами в своей отрасли и научной традиции, которых привлекают множество стран мира для исследования, консультации, оценки перспективы творческого рынка, использования творческого роста и потенциала, исследования перепектив реконфигурации экономики в пользу творческого сектора (например, творческое агенство Ч.Лэндри Comedia и агентство Т.Флеминга Tom Fleming Creative Consultancy).
 
Дж. О’Коннор отмечает, что изменение парадигмы потребления и производства (исходя из того, что культура становится товаром), которые также просматриваются сквозь призму культуры: культурное потребление связано с образованием, стилем жизни, досугом, идентичностью, соответственно и потребляется новый культурный товар, а культурное производство имеет новое отношение работе, карьере, исследованию, амбициям счастью, успеху, при этом культурные производители новые привычки (см. O’Connor J. Cultural Industries and Post-industrial Society / Материалы Летней школы «Творческие индустрии: исторические, художественные, экономические и правовые основания». 15-20 июля 2007. музей-заповедник «Ясная Поляна»).
 
Исследования творческих индустрий и перспектива политического курса
 
Политика в области творческих индустрий давно актуализирована Европейским Союзом в сообщении «Экономика культуры» в 2006 году, которое стало главным исследованием европейского влияния культуры. Во многих странах приняты программы творческих индустрий, например, в Норвегии прията программа Innovation Norway программа финансирования творческой экономики, министерство торговли и промышленности Финляндии опубликовало стратегию разработки для предпринимательства в секторе творческих индустрий до 2015, а Дания сфокусировалась на творческом образовании.
 
По данным Европейского Союза, в 2003 году культурный и творческий сектор в европейском масштабе имел оборот более чем 654 миллиардов, что составило 2.6% ВНП ЕС, при этом доля текстильной промышленности в ВНП составляет 0.5%, а пищевая промышленность, производство напитков и табака - 1.9%. При этом общий рост сектора в 1999-2003 годах превысил 19.7%, что было на 12.3% выше, чем рост общей экономики. На 2004 год в секторе занято 5.8 миллионов людей, что составляет 3.1% общей занятости (см. Dr. T. Fleming. A Creative Economy Green Paper for the Nordic Region. November 2007). При этом Европейский Союз определяет взаимозависимость между ростом творческими индустриями и ростом культурного туризма (см. Dr. T. Fleming. A Creative Economy Green Paper for the Nordic Region. November 2007).
 
Наиболее систематический подход к анализу и исследованию влияния творческих индустрий на экономическое развитие страны (как на национальном, так и на местном уровне) проводится в Великобритании. По данным Т.Флеминга, творческие индустрии составляют 7.3% экономики, в секторе занято более 1 миллиона человек. Самые быстрый рост среди подсекторов творческой экономики наблюдается в радио и телевидении (1.8% в 2004 году, общий рост - 4.5%).
 
По данным UNESCO 2005 года торговля в культурными товарами возросла за последние 10 лет с 39.3 миллиардов долларов в 1994 году до 59.2 миллиардов долларов в 2002 году. По экспорту культурных товаров Европейский Союз находится на первом сете - 51.8% мирового экспорта (определено UNESCO). С 2003 года второе место в мировом экспорте занимает Азия (20.6%) (см. Dr. T. Fleming. A Creative Economy Green Paper for the Nordic Region. November 2007).
 
Общая проблема исследований сектора творческих индустрий связана с национальными особенностями определений и методологии исследования, что не позволяет адекватно сравнивать изменения, происходящие в данном секторе на протяжении нескольких десятилетий. Исследования зачастую проводятся либо агентствами творческих индустрий, либо непосредственно министерствами или департаментами, ответственными за данный сектор. Иногда в центре исследований находится не все отрасли творческой экономики, а только несколько секторов творческой экономики.
 
Важно отметить тот факт, что трудность подсчета и систематизации сектора творческих индустрий в мире и в сравнительной перспективе является важным недостатком в формировании теоретических разработок в данной области и применения на практике концептуализированных схем, который в большинство своем выстраиваются индивидуально под каждый проект и отрасль.
 
Чему способствуют творческие индустрии?
 
Творческие индустрии становятся не только важнейшим сектором экономики, но и важным имиджевым механизмом, имеющим символическое значение для государств и регионов. Творческие индустрии также являются важным показателем в различных условиях существования разных стран и регионов и определяют потенциал развития страны и общества:
1) формируется творческая городская среда;
2) инвестируются финансовые ресурсы в креативных людей, а также инновации для сферы культуры в целом;
3) формируется востребованность творческого потенциала через создание новых рабочих мест;
4) разработка и продвижение интеллектуального продукта;
5) поддержание экономической, культурной и политической коммуникации – «обратная связь между производством и потреблением, технологией и содержимым, общественным удовлетворением и мобильность» (см. Dr. T. Fleming. A Creative Economy Green Paper for the Nordic Region. November 2007).;
6) выход из экономического кризиса, связанного с реструктуризацией и модернизацией экономики страны, региона и города - рост конкурентноспособности страны/региона/города;
7) выход из политического кризиса - новые управленческие кадры, методы и идеи, приход новой власти;
8) новый имидж и формирование идентификации, возрождение регионов и пространств;
9) решение социальных задач - развитие местных сообществ и их интеграция, и диалог сообществ.
 
Интересен пример города Хаддерсфилд, ставшего одним из современных центров творческих индустрий. В 1995 году этот английский город в рамках программы «Новаторские действия» («10 Статья») Европейской Комиссии на получение статуса «Пилотного городского проекта» получил 3 миллиона Экю на реализацию программы «Инициатива: Творческий Город» (См. Лэндри Ч. Креативный город. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005).
 
В 2005 году министр творческих индустрий и туризма Великобритании Дж.Парнелл выдвинул идею сделать Великобританию всемирным творческим центром. Для того, чтобы повысить рост творческой экономики необходимо сфокусировать на следующих ключевых областях («7 шагов роста творческой экономики»): способности и образование, конкуренция и интеллектуальная собственность, технология, поддержка бизнеса и ключ к финансам, разнообразие, инфраструктура, подтверждение (См. Seven Steps to Boost the Creative Economy / Department for culture, media and sport. Media Releases. 2005 // http://www.culture.gov.uk/).
 
Преимущества творческих индустрий.
 
Творческие индустрии позволяют широко посмотреть на все процессы, происходящие в современном мире. Сектор творческих индустрий обладает множеством характеристик, которые легко вписывается в формирующуюся структуру глобализационных взаимосвязей между странами, регионами и городами. Творческие индустрии адекватно описывают изменения, происходящие в настоящее время в культуре, экономике, городах и интеллектуальных поисках.
 
Творческие индустрии – быстро растущий сектор экономики. С одной стороны, они обеспечивают мобильность, выход на глобальный рынок, формируют проектное мышление, используют множество разнообразных ресурсов, способствуют развитию человеческой индивидуальности и доверия в обществе. С другой стороны, творческие индустрии способствуют новому пониманию многообразия мира, развитию и сохранению культуры, истории и традиций, возрождению городов и формированию городского пространства.
 
Творческие индустрии важны с точки зрения изменения и подхода к потреблению. При выборе товаров и услуг важным становится имидж, мода, дизайн, стиль. Соответственно, основным активом становится – брэнд. Творческие индустрии - это новый вызов для тех экономик и стран, в которых прошли широкие этапы индустриализации с высоким уровнем доверия к культурным достижениям своих стран. При этом важной особенностью является то, что творческие индустрии характерны для стран, где важную роль играет гражданское общество и плюрализация отношений в обществе.
 
Творческие индустрии способствуют активному включению всех уровней власти в решении насущных проблем не только культуры и экономики, но и общества в целом, при этом в данный процесс включаются бизнес, учреждения культуры и общественные организации, обеспечивая формированию сетевых взаимодействий. Одним из примеров такого взаимодействия становится участие всех заинтересованных участников в сохранении культурного наследия для устойчивого регионального развития.
 
Россия и проблема творческих индустрий
 
При рассмотрении творческих индустрий в России мы сталкиваемся с рядом проблем, связанных с экономической, культурной, политической сферами, но также и с пониманием творческих индустрий. Какие же существуют ограничения для становления и развития творческих индустрий в России? Во-первых, экономические ограничения. В отличие от ведущих стран западного мира Россия еще не стала на путь постиндустриальной экономики в полной мере.
 
В.Мау, например, считает, что догоняющее постиндустриальное развитие, по мнению ученого, является главной целью развития страны, «это идея прорыва, резкого сокращения и преодоления разрыва с наиболее развитыми странами мира. Решение этой задачи сложно, но возможно» (см. Мау В. Российская модернизация: опасности популизма и дестабилизации. Газета. 26.07.2005 // http://www.gazeta.ru/). Государство должно при этом, по мнению ученого, ориентироваться на создание гибкой, адаптивной и открытой экономики, снижение бюджетной нагрузки, вклад инвестиций в человеческий капитал, отказ от долгосрочного планирования. Россия в этом случае должна использовать целый ряд имеющихся преимуществ – например, достаточно высокий уровень образования. А «постиндустриальные модернизации не могут быть успешными, если они основываются на принципе отъема средств у одной части населения в пользу другой. Результативность таких модернизаций достигается только в том случае, если они сопровождаются подъемом уровня и качества жизни большинства населения» (см. Рябов А. Могущество и беспомощность «бензинового государства». Часть первая. Газета. 18.01.2006 // http://www.gazeta.ru/).

Экономика России в большей своей степени на данный момент ориентируется на сырьевую отрасль, что создает структурные барьеры для прихода творческих индустрий как сектора экономики в Россию. Творческие индустрии нуждаются в стимулах для развития, в особенности финансовых и налоговых, что также создает проблемы для корректировки стратегии социально-экономического развития.

Среди других экономических проблем, препятствующих развития творческого сектора экономики, необходимо отметить следующие: проблема понимания роли территорий в системе экономики и распределения труда, проблема качества жизни, мобильности и адаптивности людей, проблема продвижения новой продукции и услуг, а также отсутствие творческих сетей и творческих кластеров.

По мнению зарубежных исследователей и аналитиков творческих индустрий, российская экономика обладает потенциалом роста и, соответственно, существуют огромные возможности для творческих индустрий.

Во-вторых, политические ограничения. Творческие индустрии как самостоятельная сфера развития экономики не стала одним из приоритетных в развитии и не нашла поддержки политики на государственном уровне для развития сфер культуры и экономики. Творческие индустрии в России пока не стали отдельным сектором экономики, как в других странах мира. Это связано, прежде всего, с тем, что творческие индустрии слабо актуализированы в публичном дискурсе не только политики, но и общества в целом. Отсутствие политики как таковой не означает отсутствие заинтересованности отдельных участников рынка, в том числе поддержка идеи творческой экономики идет пока только снизу - со стороны общественных организаций и бизнеса. При этом для бизнеса финансовые инвестиции в культуру в большей степени ориентирована на сохранение культурного наследия и традиционных культурных ценностей.

Проблема политики в области творческих индустрий весьма ощутима и может сказаться на будущей конкурентоспособности сектора в России. Именно законодательное закрепление и поддержка на уровне власти федеральной, региональной и муниципальной способствует раскрытию потенциала данного сектора.
В России активную роль играют регионы, а рост городов и формирование новой идентичности связано с поиском новых форм участия бизнеса в развитии культуры.
Политические проблемы творческих индустрий ставят множество вопросов перед государством и местными властями, бизнесом и общественными организациями. Кто должен лоббировать культурные проекты? Какая форма участия ведущих акторов должна стать ведущей: партнерство или патернализм? На что в первую очередь должна обратить все заинтересованные в творческой экономике участники: на стратегию или частичные вливания?

В-третьих, теоретические и практические ограничения. Россия пока отстает от ведущих стран мира в плане теоретической разработки и специалистов и консультантов, экспертов, так как область обладает достаточно высокой степенью специфичности, хотя и сопряжена с разного рода профессиями и специализациями в сфере культуры, менеджмента, экономики и права. Важным моментом является и обучение новых специалистов, причем данная проблема сопряжена и с проблемой зарождения творческого класса и идентификации с ним.

В-четвертых, культурные ограничения. В России до сих пор существует проблема одностороннего понимания культуры и традиционный взгляд на культуру связан с понятием “культурное наследие».

Однако в последние годы наблюдается широкий интерес к теме творческих индустрий в России, в особенности на региональном и муниципальном уровнях власти. Были проведены картирование Петрозаводска и Архангельска и идея творческих индустрий была поддержана региональными властями.

Очень быстро распространяется идея творческих кластеров, как одной из форм (в 2005 году первый кластер появился в Москве – Центр дизайна ARTPLAY в здании бывшей фабрики «Красная Роза», позже появились кластеры – «Арт-Стрелка» (в бывшем здании фабрики «Красный Октябрь»), «Фабрика», «Винзавод»).
Особое место в продвижении идеи и практической реализации творческих индустрий занимает Институт культурной политики, который занимается аналитической, консультативной и проектной деятельностью в реализации идеи творческих индустрий в России.

С 2003 года осуществляется совместная программа Совета Европы, Министерства культуры РФ и Института культурной политики «План действий для России», а в феврале 2004 года при участии Института был создан Координационный совет по развитию творческих индустрий в России.

Первое агентство творческих индустрий было создано в Москве в 2004 году – агентство «Творческие индустрии», в задачи которого входят реализация проектов творческой экономки, а также привлечение бизнеса в творческую сферу, а также формирование сектора творческих индустрий в России. В Санкт-Петербурге при поддержке программы Европейского союза TASIS был создан «Центр развития творческих индустрий».

Для адекватного внедрения сектора творческих индустрий в Россию важны такие компоненты как достижение профессионализма и стабильности во взаимодействия культуры и бизнеса. Необходимо расширение понимания культуры как сферы творческой деятельности и процесса изменений и инноваций и признание творческих индустрий. Также развитию будет способствовать различные формы сотрудничества и партнерства всех заинтересованных сторон – государства, региональных и местных властей, общественных организаций, бизнеса и т.п. Необходимо также использование опыта ведущих стран мира в данной отрасли, при этом образование в сфере творческих индустрий будет способствовать формированию корпуса профессионалов и экспертов в данной области.
 

Список литературы и источников:

1. Betsky A. Metropolitan Baroque: Unfolding the Urban Renaissance. Co-review on Richard Rogers' lecture / The Fifth Megacities Lecture. 15 November 2001 // www.megacities.nl

2. Creative Britain. New Talents for the New Economy / Department for culture, media and sport // http://www.culture.gov.uk/

3. Creative industries / Department for culture, media and sport // http://www.culture.gov.uk/

4. Creative Industries Forum On Intellectual Property Launched / Department for culture, media and sport. Media Releases. 2004 // http://www.culture.gov.uk/

5. Cultural agencies launch joint initiative showing why culture and sport are essential to the sustainable communities agenda / Department for culture, media and sport. Media releases. 2006 // http://www.culture.gov.uk/

6. Culture & Creativity in 2007 / Department for culture, media and sport. Publications. 2007 // http://www.culture.gov.uk/

7. EAC European Year of Intercultural Dialogue 2008 // http://www.interculturaldialogue2008.eu/337.0.html?&redirect_url=my-startpage-eyid.html

8. Dr. T. Fleming. A Creative Economy Green Paper for the Nordic Region. November 2007.

9. Dr. S. Daly Social Capital and The Cultural Sector Literature Review Prepared For The Department of Culture, Media and Sport / Centre for Civil Society. London School of Economics. October 2004.

10. Government welcomes report on creativity in schools / Department for culture, media and sport. Media releases. 2006 // http://www.culture.gov.uk/

11. James Purnell speech to IPPR «Making Britain The World's Creative Hub» // http://www.culture.gov.uk/

12. New Experts To Drive Creative Business / Department for culture, media and sport. Media Releases. 2006 // http://www.culture.gov.uk/

13. New proposals to boost the Creative Economy / Department for culture, media and sport. Media Releases. 2006 // http://www.culture.gov.uk/

14. «Rights and Rewards: Enhancing the UK's Creative Economy» Tessa Jowell. Speech by the Secretary of State for Culture, Media & Sport to the Social Market Foundation Seminar // http://www.culture.gov.uk/

15. Sassen S. Urban economy and fading Distance / The Second Megacities Lecture. November 1998, The Hague // www.megacities.nl

16. Seven Steps to Boost the Creative Economy / Department for culture, media and sport. Media Releases. 2005 // http://www.culture.gov.uk/

17. Shaun Woodward is new Minister for Creative Industries and Tourism / Department for culture, media and sport. Media Releases. 2006 // http://www.culture.gov.uk/

18. Shining A Spotlight On The Creative Economy – Jowell / Department for culture, media and sport. Media Releases. 2005 // http://www.culture.gov.uk/

19. Six Cities Make Short List For European Capital Of Culture 2008 / Department for culture, media and sport. Media Releases. 2002 // http://www.culture.gov.uk/

20. Staying ahead: the economic performance of the UK's creative industries / Department for culture, media and sport. Publications. 2007 // http://www.culture.gov.uk/

21. Tessa Jowell Announces Remaining Members of Panel to Help Choose UK Capital of Culture / Department for culture, media and sport. Media Releases. 2002 // http://www.culture.gov.uk/

22. Tessa Jowell keynote speech to the Creative Economy conference, London. 5 October 2005 // http://www.culture.gov.uk/

23. The Creative Class // www.creativeclass.com

24. Urban Cultural Programme / Department for culture, media and sport. Publications. 2007 // http://www.culture.gov.uk

25. Urban Development Needs Creativity: How Creative Industries Can Affect Urban Areas // http://www1.worldbank.org/devoutreach/nov03/textonly.asp?id=221

26. World-class from the grassroots up: Culture in the next ten years. Speech by Secretary of State, Rt Hon James Purnell MP, at the National Portrait Gallery, 6 July 2007 // http://www.culture.gov.uk/

27. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.

28. Богатуров А.Д. Синдром поглощения в международной политике / Pro et Contra. 1999. №4.

29. Браун Дж. Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории / Презентация на семинаре «Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории». 14-18 июля 2003 года. Петрозаводск // www.cpolicy.ru

30. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. Том 3, № 5, 2001.

31. Востряков Л.Е. Культурная политика: концепции, понятия, модели // www.cpolicy.ru

32. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии // http://www.un.org/russian/documen/declarat/decl_diversity.pdf

33. Вуд Ф. Круговорот городского творчества // www.cpolicy.ru

34. Гнедовский М. Творческие индустрии: политический вызов для России / Отечественные записки // www.strana-oz.ru

35. Гнедовский М., Зеленцова Е. Культура в России: государственный проект или гражданские инициативы? // www.cpolicy.ru

36. Города и столицы. Энциклопедический справочник. Минск, 1999.

37. Грей Э., Дженкинс Б. От государственного управления к государственному менеджменту: переоценка поворота? // Государственная служба. Проблемы реформирования. Зарубежный опыт. Вып. 8. – М., 1995.

38. Зеленцова Е.В. Первопроходцы: Творческие индустрии приходят в Россию // www.cpolicy.r

39. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., ГУ ВШЭ, 2000.

40. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. №3.

41. Крозье М. Организационные изменения в системе государственного управления // Государственная служба. Вып. 1: Общие проблемы. Зарубежный опыт. - М., 1994. С. 59.

42. Лэндри Ч. Креативный город. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005.

43. Матарассо Ф., Лэндри Ч. Как удержать равновесие? Двадцать одна стратегическая дилемма культурной политики // Культурная политика в Европе: выбор стратегии и ориентиры. – М.: Либерея, 2002.

44. Материалы Летней школы «Творческие индустрии: исторические, художественные, экономические и правовые основания». 15-20 июля 2007. Музей-заповедник «Ясная Поляна».

45. Мау В. Российская модернизация: опасности популизма и дестабилизации / Газета. 2005. 26 июля // http://www.gazeta.ru

46. Мэннинг Н. Реформа государственного управления: международный опыт. М., 2003.

47. Патнэм Р. Чтобы демократия работала. М.,1996.

48. Питерс Б., Райс В. Социальная политика и управление: вчера и сегодня // Политическая наука: новые напрвления / Пер. с англ. Науч. редактор Е.Б. Шестопал. – М.: Вече, 1999.

49. Рябов А. Могущество и беспомощность «бензинового государства». Часть первая. Устойчивость сырьевого режима является залогом неспособности государства к развитию. Газета. 18.01.2006 // http://www.gazeta.ru  

50. Рябов А. Могущество и беспомощность «бензинового государства». Часть вторая. Модернизация России возможна не на базе сырьевой экономики, а лишь при условии преодоления созданной на ее основе общественной системы. Газета. 19.01.2006 // http://www.gazeta.ru

51. Сморгунов Л.В. Сравнительный анализ административных реформ в западных странах // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2000. № 1. С. 54.

52. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2005.

53. Хлопина О. Трансформация культурной политики Европы в конце XX столетия // Культурная политика: проблемы теории и практики. – Спб.: Дмитрий Буланин, 2003. – С. 13-53.

54. Шумилов М.А. Концептуальные основы глобализации // http://credo-new.narod.ru/credonew/01_05/9.htm

55. Ясин Е. Приживется ли демократия в России? М.: Новое издательство, 2005. 

← Вернуться назад