Развитие творческих индустрий в Гонконге и Шанхае

18 марта 2010
 
Юлия Шешалевич

В настоящее время одним из приоритетов государственной политики в большинстве развитых стран является поддержка и развитие творческих индустрий. Государства стали уделять большое внимание поддержке людей и сообществ, проявляющих интерес к развитию творческих индустрий и включать творческие индустрии в национальный план развития. Связано это, прежде всего, с тем, что «в мире все активнее развивается новая концепция социального и экономического развития, выдвигающая культурные ресурсы и творчество на первый план современной постиндустриальной экономики. Этот инновационный сектор и называют творческими или креативными индустриями (creativeindustries)» [1].
 
Развитие отраслей, основанных на творчестве, обусловлено тем, что сегодня они являются частью современной экономики, базирующейся на знаниях, и занятия, связанные с творчеством, имеет огромный коммерческий потенциал. Творческие индустрии в современном мире способны играть ключевую роль в развитии территории, города, страны. Они способствуют повышению инновационного потенциала экономики в целом и развитию «творческой экономики» в стране. Решение сделать развитие этих индустрий одним из направлений государственной политики Правительств многих стран связано также с большим успехом подобных шагов, предпринятых в Великобритании, где эта индустрия превратилась в важный источник финансовых доходов.
 
Первые исследования в области творческих индустрий начали проводились еще в 80-е годы в Великобритании. Департаментом культуры, медиа и спорта Правительства Великобритании в 1998 году было предложено определение данного инновационного сектора: «Творческие индустрии – это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [14]. Но творческие индустрии развиваются не только в Европе. Сегодня два крупнейших города Китая, а именно Гонконг и Шанхай стали центрами развития творческих индустрий. Каковы исторические предпосылки развития творческих индустрий в этих городах? Насколько творческие индустрии развиты сегодня в Гонконге и Шанхае? Как работают программы по их поддержке, каковы цели и задачи этих программ? Ответы на эти вопросы представляются важными для понимания современной российской ситуации, которая, вполне возможно, будет развиваться не столько по «европейскому», сколько по «азиатскому» пути.
 
Творческие индустрии в Гонконге
 
Как известно, Гонконг был захвачен Великобританией в 1842 году и оставался ее колонией до конца XX века, не считая периода японской оккупации во времена второй мировой войны. В 1949 году, когда в Китае к власти пришла коммунистическая партия во главе с Мао Цзэдуном, в Гонконг приехали сотни тысяч китайских беженцев. Они привезли с собой огромные финансовые средства, аглавное - знания. Большинство иностранных компаний, базирующихся в крупных городах Китая, предпочли перевести свои офисы в Гонконг. Все это способствовало экономическому подъему города Гонконга и превращению его в крупный промышленный и финансовый центр. Гонконг продолжал стремительно развиваться еще и благодаря выгодному географическому положению. С запада, юга и востока город омывается Южно-Китайским морем. Наличие статуса свободного порта позволило региону превратится в важнейший центр торговли и судоходства. Город стал одним из крупнейших портов мира и выполнял фнкции посредника в международном товарообороте между Китаем, Японией, Индией, странами Европы и США. Несмотря на то, что Гонконгом по-прежнему руководил губернатор, назначаемый из Лондона, правительство Великобритании не могло не отметить наличие и общественного подъема территории.
 
Еще «с конца 50-х годов XX века городской совет Гонконга обратил внимание на увеличение населения и экономический рост колонии, следствием которого явилось создание городского центра с библиотекой, музеем, театральным и концертным заведением» [12. C.143-145]. А уже в 1973 году городской совет Гонконга получил финансовую независимость и был освобожден от британского контроля.
 
Тем не менее, до 1980-х годов город оставался, главным образом, производителем трудоемких потребительских товаров, продуктов питания, одежды, текстиля, печатной продукции и металлических изделий. Однако Китай в это время был страной с богатыми природными ресурсами и очень низким уровнем заработной платы наемных рабочих, что делало его выгодным местом для переноса производства из Гонконга в середине 1980-х. Улучшение отношений между Китаем и Гонконгом создали благоприятные условия для перевода основных отраслей промышленности в Китай.
 
В течение последних двух десятилетий промышленное производство Гонконга переживало медленный спад. «Доля производства в ВВП Гонконга резко упала с 24,3 процентов в 1984 году до всего 6,2 процентов в 1998 году» [7]. Доля наемных рабочих, задействованных в производстве, также значительно уменьшилась. Уменьшение промышленного производства в городе было результатом продолжающегося перевода мощностей производственных предприятий из Гонконга на территории материкового Китая. На смену производства пришло постоянное расширение сферы услуг в городе, а также развитие сферы культуры.
 
Одновременно с началом вывода промышленного производства, в 1980 году в Гонконге были учреждены Комиссариат по досугу и культуре, а также совет по исполнительным видам искусства для поддержки балета, классической музыки и художественных фестивалей. «Наряду с необходимостью для Гонконга быть глобальным городом с точки зрения предоставления разнообразного комплекса услуг, культурная политика была также задумана, как способ отвлечения людей, обеспокоенных передачей контроля над Гонконгом. Наличие культурной инфраструктуры является таким же признаком стабильности, как и инновации» [12.C.143-145].
 
Одним из приоритетных направлений правительства Гонконга стало формирование культурной политики, направленной на развитие творческих индустрий. Городской совет Гонконга обратился к опыту крупнейших экономически развитых городов, таких как Нью-Йорк, Ванкувер, Торонто, Сидней и Сингапур. Гонконгская туристическая ассоциация провела исследование, направленное на изучение возможностей привлечения иностранного финансирования для развития творческих индустрий. Таким образом, Гонконг уже в 1996 году стал одним из мировых лидеров по производству творческих продуктов, в то время, когда он еще являлся колонией Великобритании. Структура экспорта этого региона была приближена к структуре экспорта высокоразвитых стран и очень сильно отличалась и отличается сейчас от таковой в большинстве стран Юго-Восточной Азии. 
 
В 1997 году Китай возвратил суверенитет над этой территорией. В настоящее время, согласно китайско-британской декларации и основному закону Гонконга, «территории предоставлена широкая автономия до 2047 года в рамках общегосударственного развития по схеме «одна страна - две системы». По взаимной договоренности, центральное правительство КНР берет на себя вопросы обороны и внешней политики территории, в то время как Гонконг оставляет за собой контроль над законодательством, полицейскими силами, денежной системой, пошлинами и иммиграционной политикой, а также сохраняет представительство в международных организациях и мероприятиях»[5].
 
В настоящее время при упоминании термина постиндустриальное государство первое, что приходит в голову – это Соединенные Штаты Америки. США практически не имеет конкурентов по своему индустриальному развитию среди развитых стран мира. По данным бюро экономических анализов США и департамента стран Азии и Африки Минэкономразвития РФ 2009 года единственный регион, доля сферы услуг которого в структуре ВВП больше соответствующей доли ВВП США – это Гонконг («доля сферы услуг — 84,2 %» [16]).
 
По данным Центрального разведывательного управления США Гонконг входит в число богатейших городов мира, а доход на душу населения в регионе «в 2009 году составил 42 700 американских долларов» [1]. Таким образом, несмотря на то, что в настоящее время Гонконг является особым экономическим районом Китая, этот город несомненно является постиндустриальным регионом. В 2002 году подразделение городского Совета Гонконга провело ряд исследований в области творческих индустрий. В отчете об этих исследованиях творческие индустрии города были определены, как «группа экономической деятельности, которая в своей основе использует творческий потенциал личности, мастерство и интеллектуальную собственность для производства и распространения продукции или услуги социального и культурного значения – то есть, это производственная система, через которую реализуются потенциал богатства поколений и создаются новые рабочие места» [13]. В общей сложности в Гонконге было выделено 11 различных сфер деятельности, соответствующих определению творческих индустрий. Эти сферы включают «рекламу, архитектуру, антиквариат и ремесла, дизайн, фильмы и видео, цифровые развлечения, музыка, исполнительское искусство, полиграфическую и издательскую деятельность, программное обеспечение, телевидение и радио» [13]. В аналитических документах 2006 года к этим индустриям были добавлены также азартные игры, спорт, туризм, консалтинг. Современный подход к определению творческих индустрий в Гонконге близок к определению Великобритании, это связано с тем, что начало развития этих индустрий в Гонконге было вызвано политикой Англии. Исследования в области творческих индустрий в Гонконге охватывали также уровень занятости населения в различных сферах культурной деятельности, характеристики производства и конкурентоспособности, сильные и слабые стороны этих отраслей, задачи и значение для рынка материкового Китая.
Творческие индустрии современного Гонконга стратегически важны для экономического развития региона. Они способствуют увеличению инновационного потенциала города, и могут стать мощным инструментом для дальнейшего экономического роста. Регион занимает одну из ведущих ролей в мире в области таких ключевых творческих отраслей, как кино, телевидение, музыка, дизайн, архитектура, комиксы и анимация, игры и цифровые развлечения.  Согласно последним статистическим данным, в современном Гонконге «насчитывается около 32 000 творческих учреждений с более чем 170 000 сотрудников в них» [3]. Вклад всех творческих организаций в валовой внутренний продукт Гонконга составляет «более 60 миллиардов американских долларов в год, что составляет около 4% от общего ВВП» [3].  
 
В июне 2009 года в Гонконге в бюро по экономическому развитию была создана новая служба, деятельность которой направлена на продвижение и развитие творческих индустрий в городе. Она призвана обеспечивать комплекс консультационных услуг и более эффективную поддержку творческим сферам деятельности. Эта служба осуществляет комплексный и многосторонний подход в вопросах стратегического управления творческих индустрий и охватывает семь областей деятельности: 
1) «поддержка формирования и развития творческого капитала населения, который будет являться основой творческой экономики Гонконга; 
2) содействие в создании новых творческих учреждений и развитие уже имеющихся;
3) активизация спроса на инновации и творчество, а также расширение местного рынка для творческих отраслей деятельности;
4) поощрение творческих индустрий в материковом Китае и за рубежом для того, чтобы изучить возможности внешних рынков; 
5) содействие созданию творческой атмосферы в рамках сообщества Гонконга;
6) развитие творческих кластеров на территории города для создания синергетического эффекта от взаимодействий различных культурных сообществ; 
7) продвижение Гонконга в качестве творческой столицы всей Азии» [16].
Бюро по экономическому развитию Гонконга занимается поддержкой ряда программ в области творческих индустрий, а также отвечает за администрирование и управление финансированием. Среди таких программ: CreateSmart, DesignSmart, создание фонда развития кинематографии и многие другие.  Программа CreateSmart была создана в июне 2009 года для оказания финансовой поддержки творческим проектам, цели которых соответствуют стратегическомукурсу экономического развития Гонконга в области творческих индустрий, но не относятся к кинематографии и сфере медиа, дизайну и архитектуре. «Бюджет этой программы составил 300 миллионов долларов» [16]. Проектные заявки оцениваются независимым комитетом, в состав которого входят представители различных творческих отраслей, а также экспертный состав, представители правительственных и неправительственных организаций, академических кругов и частного сектора.
 
Программа DesignSmart, осуществляющаяся с 2004 года, была направлена на усиление поддержки в сфере проектирования и инноваций, содействие использованию инноваций в промышленности и производстве, а также создание более конкурентоспособных продуктов. Она включает в себя финансирование новых разработок и создание центра поддержки для проектных кластеров. «Финансирование проектов осуществляется данной программой по четырем направлениям: проектные исследования; бизнес-сотрудничество, разработка профессионального образования, а также содействие выполнению инновационных проектов» [16].  Фонд развития кинематографии Гонконга оказывает финансовую поддержку проектам, способствующим долгосрочному развитию местной киноиндустрии. Он занимается также привлечением инвестиций для производства фильмов. Фонд финансирует такие проекты и мероприятия, как предоставление финансирования для поддержки производства фильмов малых и средних бюджетов; продвижение гонконгского кинематографа в материковом Китае и во всем мире; финансирование обучения специалистов различных сфер производства и распространения фильмов, а также развитие интереса местной аудитории к кинематографии Гонконга. 
 
Все эти усилия правительства привели к тому, что во всем мире Гонконг получил наибольшую известность с точки зрения искусства и культуры благодаря собственной киноиндустрии, которая считается третьей по величине после Голливуда и Болливуда. Многие гонконгские режиссеры и актеры (как например, Джон Ву, Джеки Чан) получили мировое призвание. В Гонконге активная поддержка развитию творческих индустрий оказывается также местными комитетами и советами по культуре. Так, например, «Совет по развитию искусств учредил центр по обслуживанию искусства для того, чтобы предоставлять офисные помещения и условия для небольших художественных организаций и культурных сообществ» [14]. 
 
С конца 90-х годов в Гонконге началось также появление творческих кластеров. Для их создания и преобразования территорий приглашаются все заинтересованные организации и предприятия, а затем рассматриваются предложения по творческому развитию объектов. Творческие кластеры Гонконга включают в себя выставочные галереи, студии, офисы и магазины, пространства для рекламы, дизайна, искусства и культуры, создания видео, музыки, цифровых развлечений, образования и учебных центров, а также помещения для рекреации. Сейчас развитию таких кластеров уделяется большое значение, и местные власти предоставляют им территории и финансовую поддержку. Так, например, главный министр администрации Гонконга Дональд Цанг в конце 2009 года лично посетил один из новыхтворческих кластеров художественных галерей и исполнительных искусств на Hollywood road в центре острова Гонконг для того, чтобы увидеть развитие территории и базы творческих индустрий. По заявлению Дональда Цанга, «Гонконг уже стал третьим центром по развитию творческих индустрий в мире после Нью-Йорка и Лондона, и правительство будет продолжать продвижениегорода как креативной столицы всей Азии» [15].
 
Творческие индустрии в Шанхае
 
В начале XX века Шанхай был важнейшим городом Китая и одним из ведущих мировых финансовых центров. После победы Коммунистической партии Китая в гражданской войне 1949 г. правительство обложило Шанхай высокими налогами, средний класс и буржуазия подверглись преследованиям, а былое богатство города быстро сошло на нет. Тем не менее, «к 1947 г. в Шанхае было сконцентрировано около 60% всех промышленных предприятий Китая. И это несмотря на то, что в конце 30-х годов в связи с японской оккупацией и гражданской войной многие текстильные предприятия были переведены их владельцами в Гонконг» [11].
 
Шанхай имеет очень выгодное транспортно-географическое положение. Город является одним из крупнейших портов мира. По морю же обеспечивается связь со всеми портами Китая и многими другими странами мира. В рейтинге крупнейших портов мира по общему грузообороту Шанхай занимает пятое место. Экономика стала важным фундаментом быстрого демографического и хозяйственного развития города в период социалистического строительства в КНР. 
 
После того как в 1992 году правительством Китая было принято решение о возобновлении рыночного развития экономики Шанхая, город стал активно развиваться и быстро обогнал все близ лежащие города Китая, в которых только начинались рыночные реформы. В настоящее время «на предприятиях промышленности города работает свыше 3,1 млн человек, что вполне сопоставимо с величиной занятых в отрасли целых стран» [11]. Структура занятости населения города хорошо отражает главную стратегическую и функциональную специализацию Шанхая, который по праву считается «индустриальной столицей» КНР. Согласно данным, которые были опубликованны шанхайским статистическим управлением в 2009 году, «валовая стоимость промышленных предприятий Шанхая в октябре увеличилась на 12%. Такой рост наблюдается уже пятый месяц подряд, особенно в сфере производства автомобилей» [14].
 
Валовая стоимость промышленных предприятий Шанхая «в октябре 2009 года составила свыше 31 млрд. долларов, т.е. на 12% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года» [14]. Итак, можно сделать вывод, что в начале XXI века Шанхай претендует на то, чтобы вернуть себе звание города мирового уровня и стать центром всей Восточной Азии. Тем не менее, согласно статистическим данным Китая ВВП на душу населения «в 2009 году составил всего 3 925 долларов США» [12], что примерно в 11 раз меньше соответствующего ВВП в Гонконге.
 
Принимая во внимание, приведенные выше данные, Шанхай сегодня никак нельзя назвать регионом постиндустриальной экономики, так как более 50% ВВП города составляет промышленное производство, а доход на душу населения чрезвычайно мал для того, чтобы считать этот город экономически и социально развитым. Тем не менее, «в октябре 2000 года съезд Коммунистической партии Китая включил развитие творческих индустрий в перечень рекомендаций к пятилетнему плану развития страны» [17 C.116-125].
 
В начале XXI века перед властями Шанхая и Китая в целом не стояли вопросы создания новых рабочих мест в сфере культуры и реализации творческого потенциала региона. Для Китая развитие творческих индустрий выполняет прежде всего имиджевую функцию, направленную на развитие территории, повышение его конкурентоспособности и привлечение дополнительных инвестиций и туристического потока.
 
По мнению многих туристов, побывавших в современном Шанхае, этот город является самым «некитайским» городом в Китае после Гонконга. Современный Шанхай – это город больших возможностей, в нем работает большое количество иностранцев из других стран Азии, Европы, США. Не являются исключением и творческие индустрии, в которых занято большое количество креативщиков всего мира, несмотря на то, что в Шанхае все поставлено в управляемое русло и напрямую связано с цензурой. Тем не менее, рынок творческих индустрий развивается очень быстро и агрессивно, и «в последние годы, становится очевидным проявление признаков толерантности в политических кругах» [11]. Развитие творческих индустрий поддерживается на уровне государственной и муниципальной политики. Основной акцент в Шанхае делается на рекламе и творческих продуктах, созданных с помощью мультимедиа, 3D. В последнее время в городе появились также «тысячи культурных и креативных парков, зон, огражденных пространств и различных баз, позволяя китайским лидерам понять и осознать значение термина «культурные творческие индустрии» [11].
 
В Шанхае быстро «перешли от локальных базаров к масштабным ярмаркам, представляющим предприятия творческих индустрий и их продукцию» [1]. Начиная с 2004 года, в Шанхае проходит «международная неделя креативных индустрий», которая является очень популярным событием в городе. Это мероприятие приобрело высокую репутацию на протяжении последних трех лет, как в Китае, так и за рубежом. «Неделя креативных индустрий» состоит из трех основных разделов и шести международных творческих фестивалей. Три основных раздела мероприятия – это Международная шанхайская выставка креативных индустрий, Шанхайский международный форум по развитию городской творческой индустрии, а также ежегодная оценка индустрий творчества в Шанхае. «Основные цели этого события: укрепление связей и сотрудничества между различными странами; продвижение инновационной деятельности и защита интеллектуальной собственности; создание площадки для торговли творческими продуктами и услугами между бизнес-подразделениями; повышение спроса на творческую продукцию и услуги; изучение потенциальных функций творческих индустрий для создания гармоничного общества и поддержка творческого бизнеса государством; укрепление репутации и имиджа Шанхая как творческого города в мире» [10].  
 
В 2006 году в Шанхае также проходил международный форум под названием «Творческие индустрии - новый двигатель для развития города». Основополагающим значением форума являлась поддержка новаторства и творчества. В форуме принимали участие представители организаций, работающих в различных сферах творческих индустрий, высокопоставленные правительственные чиновники, а также представители других сфер бизнеса и промышленности, исследователи и преподаватели из разных стран мира.
В ноябре 2004 года в Шанхае был создан Центр креативных индустрий. Этот творческий центр является специализированной организацией по содействию развитию творческих отраслей Шанхая. Миссия Центра заключается в координации ресурсов, формулировании целей и стратегий развития, укреплении руководства, а также продвижению и развитию творческих кластеров.
 
В настоящее время по официальной китайской статистике «в Шанхае уже есть более 50 творческих кластеров с общей площадью более 1 млн кв.м. и более 1500 организаций творческих индустрий. К 2010 году будет уже около 70 или 80 творческих кластеров, и ожидается, что творческие индустрии будут составлять более 10% от общего ВВП Шанхая» [8].
 
В последние годы с появлением творческих индустрий и новых творческих кластеров появился и ряд новых профессий в Шанхае. Все больше и больше молодых, талантливых творческих людей стремятся получить образование и попасть в ряды проектировщиков, дизайнеров, производителей рекламы, специалистов в области компьютерных игр, производителей цифрового видео и кинематографии. В результате в Шанхае появилось большое количество новых дизайнеров туристических сувениров, одежды, ювелирных украшений, ландшафтных дизайнеров, дизайнеров интерьеров и цветов. Творческие индустрии привлекают также и профессионалов из-за границы, которые работают в отраслях, защищенных авторским правом, таких как художники, создатели рекламы, архитекторы и другие создатели интеллектуальной собственности. 
 
Тем не менее, для правительства Китая важно проанализировать доход от тех или иных творческих индустрий и сделать ставку на те отрасли, которые наиболее конкурентоспособны и отвечают их потребностям. Депутат Народного собрания КНР в Шанхае Ли Увэй отметил, что «Шанхай, как ожидается, станет одним из самых влиятельных центров творческих индустрий в Азии в течение десяти лет, и в мире в течение последующих 20 лет» [6]. Творческие индустрии будут играть важную роль в будущем развитии Шанхая. Однако в настоящее время в городе пока не хватает талантливых специалистов в этой сфере. «Если в Нью-Йорке 12 процентов работников относятся к секторам творческих индустрий, а в Лондоне – 14%, то в Шанхае они составляют пока лишь один процент» [6]. В Шанхае необходимо поощрять привлечение инвестиций и более квалифицированный персонал в сектора творческих индустрий, в том числе, и иностранных специалистов.
 
Заключение
 
Творческие индустрии являются феноменом постиндустриальной эпохи. Непременным условием их развития является определенный уровень демократизации общества, наличие городского и гражданского сообщества, развитая социальная сфера и высокий уровень дохода на душу населения. Творческие индустрии возникают там, где насыщен рынок потредительских товаров, и привлекают инвестиции не только потому, что создают новые рабочие места, а еще и потому, что они обеспечивают быстрый оборот капитала. Таким образом, большинство новых креативных городов сосредоточены, главным образом, на обеспечении высокого уровня жизни. «Они стремятся соединить экономическую изобретательность со стабильностью, стимулируя передачу полномочий местным сообществам и повышая стандарты качества городского обслуживания. Высокое качество жизни повышает экономическую и социальную динамику и используется как инструмент в конкурентной борьбе с другими городами» [21 C. 206].
 
Бывшая британская колония Гонконг в современной ситуации полностью отвечает этим условиям и одназначно является постиндустриальным регионом, и потому развитие творческих индустрий и сектора услуг там происходит очень быстро. Этому способствуют и высокий доход на душу населения, и инновационность экономики города в целом, в котором на данный момент практически отсутствует промышленное производство.
 
Город Шанхай сегодня по праву можно назвать индустриальным городом, тем не менее с недавнего времени развитие творческих индустрий в нем происходит довольно активно. Для сравнения развития этих индустрий в Гонконге и Шанхае примечателен тот факт, что количество английских статей в интернете по теме «Творческие индустрии в Гонконге» более чем в 10 раз превышает аналогичное количество статей о Шанхае. Несмотря на то, что власти Шанхая прикладывают огромные усилия для развития креативных индустрий и созданию креативных кластеров, мне кажется в настоящее время город пока еще не соответствуют определению «креативный», а основным доходом его по-прежнему является промышленное производство, а не сфера услуг. Тем не менее, развитие творческих отраслей в Шанхае идет очень успешно, и все может значительно измениться в будущем.
В статье использованы фотографии Ю. Шешалевич и Е. Зеленцовой.
 
Литература:
1. Central Intelligence Agency, The World Fact book: country comparison <https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/rankorder/2004rank.html> 20.02.2010
2. ChangYing, ChinaCentralTelevision: Обьем промышленного производства в Шанхае растет пятый месяц подряд <http://russian.cctv.com/program/news_ru/20091112/101124.shtml>18.02.2010
3. Chris, Shanghai targets 9% economic growth in 2009 <http://news.xinhuanet.com/english/2009-01/13/content_10650651.htm>19.02.2010
4. Clarke D., Hong Kong Art: Culture and Decolonization. Durham, North Carolina: Duke University Press, 2002
5. Commission on Strategic Development, Committee on Economic Development and Economic Cooperation with the Mainland, Promoting Development of Creative Industries 25.02.2010
6. Daily News, Shanghai City Focuses on Creative Industry <http://www.designtaxi.com/news.php?id=1807> 25.02.2010
7. Encyclopedia of the Nations, Hong Kong – Industry >15.02.2010
8.Jiang Yu, Creative industries in Shanghai turn to abandoned industries <http://www.hktdc.com/info/mi/a/imn/en/1X005I6C/1/International-Market-News/Creative-Industries-In-Shanghai-Turn-To-Abandoned-Industries.htm> 26.02.2010
9. Information Services Department, Hong Kong Special Administrative Region Government. Hong Kong: the facts. Creative Industries <http://www.gov.hk/en/about/abouthk/factsheets/docs/creative_industries.pdf> 23.02.10
10. International Council of Societies of Industrial Design, 2008 Shanghai International Creative Industry Week <http://www.icsid.org/events/events/calendar235.htm> 26.02.10
11. Keane M. Why China wants creativity <http://www.apo.org.au/commentary/why-china-wants-creativity> 25.02.2010
12. Miller T., Yudice G. Cultural Policy, London: SAGE Publications LTD, 2002
13. The Government of the Hong Kong Special Administrative Region, Baseline Study on Hong Kong's Creative Industries 23.02.2010
14. UK Creative Industries Taskforce, Creative Industries Mapping Document. November 1998.
15. Works Branch Development Bureau, the Government of the Hong Kong Special Administrative Region. Chief Executive visits creative cluster in Central <http://www.devb-wb.gov.hk/press_releases_and_publications> 23.02.2010
16. Департамент стран Азии и Африки Минэкономразвития РФ, Торгово-экономические отношения между Россией и Гонконгом Hongkong> 20.02.2010
17. Зеленцова Е., Гладких Н. Творческие индустрии: теории и практики. - М.: Издательский дом "Классика-XXI", 2010
18.Зеленцова Е. Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований <http://www.isiksp.ru/actions/actions_our_konf_zelencova.html> 15.02.2010
19. Зеленцова Е. Креативная экономика и креативные индустрии - возможности и вызовы для российских городов <http://www.pacific-congress.ru/ru/total-materials/reativnaja_ekonomika_i_kreativnye_industrii-vozmozhnosti_i_vyzovy_dlja_rossijskix_gorodov> 27.02.2010
20. Майер Н. Секреты гонконгского успеха выведывал премьер Масимов в ходе поездки в КНР // Республиканская экономическая газета «Деловой Казахстан». – 2009. - №46 <http://www.dknews.kz/article.php?id=4923&archid=129>
21. Лэндри Ч. Креативный город. - М.: Издательский дом "Классика-XXI", 2006
22.Шибо Ч. Проблемы регулировочного регулирования развития шанхайской городской агломерации <http://www.nbuv.gov.ua/articles/2006/06cs0sga.pdf> 20.02.2010

← Вернуться назад