Центр Современного Искусства и Архитектуры – Фергфабрикен и его влияние на формирование Большого Стокгольма

6 октября 2009

Статья об опыте формирования нового подхода к городскому развитию Стокгольма.

Екатерина Гандрабура, Ксения Никольская

Население Стокгольма, как любого большого мегаполиса постоянно растет, сегодня оно составляет 693 000 жителей. С пригородами Седертелье, Сольна, Бромма, Нака образует агломерацию Большой Стокгольм с населением 1,6 млн. человек. Сейчас Стокгольм переживает очередной прирост населения, связанный с ростом рождаемости. До этого такие всплески роста столица Шведкого Королевства переживала дважды: в конце XIX века и связано это было с ростом индустриализации, и в 60-е года XX века в связи с большой внутренней миграцией из деревни в город. Фактически Швеция потеряла крестьянство в традиционном его понимании. Сегодня судьба фермерства принципиально изменилась, фермер стал культурным героем, про него снимают реалти шоу, он может уйти в законный отпуск, а ему подыщут замену. Для желающих переехать в город были специально выстроены «новые» районы Тенста – новый пригород – своеобразное стокгольмское Купчино, где квартиры с удобствами, пусть и не в центре, казались для многих несбыточной мечтой. Правда за последнее время там ситуация тоже стала меняться и в большинстве своем там живут иммигранты. В сознании горожан это является периферией города - «плохим» районом, где женщины в хиджабах – такое же нормальное явление, как на улицах Багдада. Для сознания шведского обывателя это представляется крайне не желательным явлением. Федеральные власти предпринимают определенные меры по адаптации иммигрантов и стараются способствовать их дисперсному расселению.

Стокгольм расположен на 14 островах, на месте слияния озера Меларен и Балтийского моря. Эта уникальная особенность является большой проблемой для градостроительной деятельности, так как в озере и море разный уровень воды. Вторая - исторический центр Стокгольма, Гамла Стан (центральный район) - основанный в XIII веке – крупнейший и лучше всего сохранившийся средневековый городской центр во всей Европе. Привлекательный для туристов, но «кость в горле у девелоперов», так как несет множество ифраструктурных ограничений. Основная часть Стокгольмской архитектуры несет черты могучей когда-то военной супердержавы XVII столетия и индустриальной столицы конца XIX века.

До начала второй мировой войны городские власти выкупали землю в пригородах Стокгольма у частных владельцев. К тому времени сформировалась политика контроля над земельными ресурсами. Муниципалитет пришел к выводу о том, что базовый ресурс городского развития – права на землю и именно так можно влиять на ситуацию в целом.

Активный рост Стокгольма в конце XX века волновал многих. Казалось, что город задыхается и ему просто некуда расти! Ситуация накалялась, а решений все не было.

В 2001 году Центр Современного Искусства и Архитектуры Фергфабрикен (перевод с шведского Красочная фабрика) запустил проект Stockholm at Large, что значит Большой Стокгольм, который должен был сформировать новый взгляд на будущее Стокгольма, взгляд «сверху».

О центре

Центр – Фергфабрикен возник в 1995 году в районе Лилихольмен - на месте настоящей красочной фабрики Бекеш. В 80-90 Лилихольмен оставался последним индустриальным районом с вредным производством практически в центре города. Сейчас это новый Развивающийся (Upcoming) район города, подобие Сохо в Лондоне, успешный опыт которого вдохновлял проектную группу работать, помня, что «первыми приходят художники – потом девелоперы».

В 80 – 90-е годы все вредное производство было выведено из города. Фергфабрикен за короткое время стал одним из лучших выставочных пространств в мире – лабораторией всего современного, очень быстро оброс филиалами (Выставки Фергфабрикен 2003 и 2004 годов по мнению Нью Иорк Арт Journal. вошли в десятку лучших выставочных проектов года).

Проект Большой Стокгольм (Stockholm at Large) проходил дважды в 2001 и 2004 годах. Это была серия творческих семинаров собиравших всех, кого волновало будущее Стокгольма: политиков, архитекторов, инвесторов, девелоперов, журналистов. Результаты этих семинаров были выставлены в пространстве Центра Фергфабрикен.

Комментарий Томаса Лунда:

«В конце 90-х намечался кризис: все были не согласны друг с другом и друг на друга жаловались, политики требовали увеличить количество доступного жилья, девелоперы жаловались на высокие налоги и множественные ограничения, экологи били тревогу. Мы понимали, что как независимый передовой культурный институт можем повлиять на кризисную ситуацию. Мы можем объединить враждующие стороны, организовав общественный диалог о возможном будущем Стокгольма. Модераторами этого проекта стали такие известные архитекторы как Фашид Моусави (Farshid Moussavi), Андреас Ангелидакис (Andreas Angelidakis) и Франкос Роч (François Roche).

По сути это был художественный проект, направленный на пробуждение общественной рефлексии о судьбе города. Мы решили из нашего выставочного зала сделать площадку для игры - огромную карту Стокглольма по которой можно ходить. Главным инструментом для осуществления нашей задачи стала огромная карта Стокгольма (600 квадратных метров), которая расположилась в главном выставочном зале. Эту идею мы подсмотрели в Сите холле в Роттердаме. Там под стеклом была модель города и нам показалась эта идея очень удачной. Таким образом каждый житель может увидеть город в котором живет как целое. На этом наглядном пособии стало ясно, где проблемы. Это стало наглядно и для специалистов.

По итогам этого проекта был целый букет результатов разного уровня. Например, было принято решение о соединении пригородов трамвайной кольцевой линией. Это значительно облегчило транспортную нагрузку на центр города, так как до этого все сообщение шло только через него. Так же были выявлены городские территории, которые ранее не предполагалось использовать под застройку. Возник проект по использованию свалок, а впоследствии на месте одной из них вырос образцовый ныне район Стокгольма – Хаммарбю. Это яркий пример превращения «отхожего места», в шикарный и экологически политкорректный жилой район».

Голубой глаз

Ярким примером, который приводят все урбанисты - является Гарлем, Нью-Йоркский район, что на севере Манхеттена. Он всегда считался криминальным, и даже стал именем нарицательным, полиция боялась туда заглядывать. Время шло, город рос, вернее население острова Манхеттен увеличивалось в геометрической прогрессии и проблема жилья «взяла за горло» городские власти. В течении последних десяти лет трущобы постепенно сносились и на их месте стали появляться шикарные кондоминиумы, так что если сегодня житель Нью-Йорка вам скажет, что живет в Гарлеме, не торопитесь крутить пальцем у виска, Гарлем нынче не тот что в фильме «Cotton Club».

В Стокгольме еще совсем недавно был свой Гарлем. Дорога туда одна - на юго-восток от богемного Содермальма, где кончается город и начинается его ближайший пригород Нака (Nacka), в Хаммарбю Щостад (Hammarby Sjöstad) в переводе на русский язык Озерный город. Если вам надо было разобрать на части угнанную машину, утилизировать цветной металл или укрыться от полиции то Вы по адресу. Сотни маленьких мастерских работали здесь день и ночь, утилизируя и перерабатывая краденное, так что земля насквозь пропиталась вредными отходами, тоже случилось и с озером. Прежде чем началось строительство, земля и вода Хаммарбю Щостад были тщательно очищены от загрязнений, что заняло много времени и сил, а еще больше бюджетных денег. Но игра стоила свеч. Хаммарбю Щостад - крупнейший жилищный проект Стокгольма за последние 30 лет. Это 8000 квартир в 12-ти различных зонах разного архитектурного стиля и разной ценовой политики. Хаммарбю Щостад, по завершению строительства сможет принять 20 000 жителей и 10 000 рабочих и служащих, чьи офисы и рабочие места будут расположены тут же.

Факты:

Хаммарбю Щостад - скорее удаленный район центра, а вовсе не пригород. Транспортное сообщение: попасть в Хаммарбю можно на трамвае, экологически чистом виде транспорта, на пароходике, на нем можно ехать вместе с велосипедом, и на машине, которую не обязательно покупать, а можно брать взаймы, если ты становишься членом автомобильного кооператива. Жители центра Стокгольма, предпочитают не пользоваться автомобилями, это неудобно, дорого и экологически неправильно. Стиль жизни: использование воды и электричества на 50% ниже, чем в других частях города, благодаря новым энергосберегающим технологиям. Так же в новом жилье лучшая в Стокгольме звукоизоляция, чего нет в большинстве домов в центре города. Все используемые строительные материалы выполнены из экологически чистых продуктов.

Откуда такая роскошь, спросите Вы? А вот откуда: Стокгольмская Водная Компания «Фортум» (Stockholm Water Company «Fortum») - энергетическая компания, занимающаяся газом и электричеством и департамент городской администрации, отвечающий за использование отходов, объединились и разработали общую модель, сконструированную для обеспечения безопасной органической рециркуляции энергии и отходов, в рамках отдельно взятого района, известную ныне как «модель Хаммарби» (Hammarby). В качестве топлива для производства энергии будут использоваться продукты, способные к возрождению: как например, биогаз, Повторное использование биогаза обеспечит экономное потребление энергоресурсов. Отходы тщательно сортируются и перерабатываются. Вода, так же используется с максимальной эффективностью с помощью новых видов ресурсосберегающих технологий. Про все это можно подробно узнать, посетив Глассхусетт (Glasshusett) - информационный офис и своего рода музей, в центре Хаммарбю, который работает ежедневно и проводит экскурсии, рассказывая о новейших экологических разработках. Архитектура Хаммарбю, достойна отдельных слов: Камышовый парк (Vassparken), построенный архитектором Карлом Бро (Carl Bro) вместе с ландшафтными архитекторами Сильвией Корнстад (Sylvia Kornstad), Кристиной Сельберг (Christina Sellberg) и Енасам Берглундом (Jonas Berglund), как и скульптурная композиция на воде - Обсерватория (Observatorium), архитектора Гуниллы Бандолин (Gunilla Bandolin) получили приз ассоциации шведских архитекторов как лучший архитектурный проект года. Вода является центральным элементом всей композиции и концепции в целом. Ведь как принято у поэтов, глаза – зеркало души, а озера – глаза Земли, поэтому Хаммарбю иногда поэтично называют Голубым глазом Стокгольма.

Следующим таким районом в разработке станет Телефонплан – район, примыкающий к бывшей фабрике Экрикссон. Из него стокгольмцы планируют сделать креативную художественно-дизайнерскую зону. Сюда уже переехал Университет Искусств и Дизайна Констфак, а вслед за ним множество маленьких и больших дизайнерских фирм.

Трехдневный творческий семинар открыл двери для горожан и специалистов, которые проявили громадный интерес и за три уикенда выставку посетили 25 000 человек. Это событие приковало интерес прессы.

Результаты проекта легли в основу нового образовательного курса KTH’s School of Architecture, “The new urban planning office”. По результатам была выпущена книга «Руководство по будущему Стокгольма» (Handbook about the future of Stockholm). Но главное что проект Большой Стокгольм (Stockholm at Large) выявил и оформил понимание необходимости плотной связи между бизнесом, официальными учреждениями и публикой в выработке стратегии развития города.

Современное искусство на сегодняшний день берет на себя роль академических исследователей и журналистов, что помогает городу и городским властям в принятии решений. Они, в свою очередь, не так давно утвердили новый закон о том, что в бюджете каждого большого градостроительного или архитектурного проекта строительной кампании, всегда должен быть процент, который кампания тратит на закупку произведений искусства. Это новая ступень в культурной политике страны. Когда-то эту роль на себя брало государство и финансировало систему грантов для художников. Впервые новый подход был реализован еще в 60-70 гг, когда художники оформляли станции Стокгольмского метро. Это эффективный способ поддерживать культуру и искусство, которые, в свою очередь, делают город богаче. Ведь Стокгольм позиционирует себя не только как самая чистая столица в мире (воду тут можно пить прямо из под крана), но и как город знаний и творчества.

Томас Лунд (Thomas Lund) Закончил Стокгольмский университет, специализировался в области международных отношений и политических наук. Начинал карьеру дипломата, но вскоре увлекся проектами в сфере современного искусства, В 1995 году стал одним из основателей Фергфабрикена. В настоящее время работает с несколькими проектами в Стокгольме: фестиваль Бергмана Transit partners, Creative metropolies.

← Вернуться назад