Летняя школа 2008

ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ: СТРАТЕГИИ И ПРАКТИКИ

Москва - Ясная Поляна, 1 - 9 июля 2008 г.

Летняя школа была посвящена стратегиям развития творческих индустрий и творческой экономики - новой для российского научного сообщества междисциплинарной теме. В ходе работы школы творческие индустрии рассматривались, с одной стороны, как предмет теоретического анализа, а с другой, - как совокупность практик, получивших развитие в рамках постиндустриального общества. Для организаторов школы креативность была не только предметом изучения, но и основой образовательного процесса. В рамках Летней школы участники получили возможность не только познакомиться с новыми стратегиями и концепциями, но и освоить технологию проектирования.

Цели Летней школы:

  • введение в научный и образовательный оборот понятия «творческие индустрии»;
  • демонстрация научного потенциала междисциплинарных исследований в области творческих индустрий;
  • включение российских академических программ в международный практически-ориентированный контекст;
  • разработка научных, правовых и практических инструментов продвижения творческих индустрий в России.

Задачи Летней школы:

  • объяснение слушателям школы исторических и экономических закономерностей становления творческих индустрий;
  • демонстрация необходимости детального изучения творческих индустрий для развития различных дисциплин и повышения их влияния в практической сфере;
  • знакомство с деятельностью московских творческих кластеров с точки зрения включения российской практики в образовательный и исследовательский контекст;
  • стимулирование изучения феномена творческих индустрий в дипломных и диссертационных исследования.

Конкурсный отбор слушателей:

При отборе слушателей организаторы стремились сформировать команду молодых людей, готовых мыслить творчески, понимать логику междисциплинарных исследователей и применять полученные теоретические знания в практических ситуациях.

Для этого был проведен конкурс эссе "Роль культуры в развитии территорий» среди студентов старших курсов, аспирантов, а также преподавателей университетов, получающих поддержку «Oxford Russia Fund».

На конкурс поступило 172 заявки. Экспертный совет, в который вошли Михаил Гнедовский, Елена Зеленцова, Георгий Никич и Алла Сергиевская, отобрал 35 лучших эссе.

Заявки оценивались по следующим критериям: соответствие эссе условиям и тематике конкурса; присутствие в эссе аналитических подходов и моделей; собственное мнение автора, самостоятельность текста.

Из 35 человек, приглашенных по результатам конкурса, в работе Летней школы приняли участие 33 слушателя из 12 российских университетов.

Организаторы и партнеры:

  • Агентство «Творческие индустрии»;
  • Немецкий культурный центр им. Гете;
  • Tom Fleming Creative Consultancy, Великобритания;
  • Факультет менеджмента в сфере культуры Московской школы социальных и экономических наук (МШСЭН);
  • Институт культурной политики;
  • Музей-заповедник «Ясная Поляна».

Преподаватели:

Катя Ассманн - руководитель проектов «Архитектура, городское развитие и визуальные искусства» и «Европейский дом городской культуры в Эмшер-парке» в рамках программы «Рур.2010 - Культурная страница Европы». Куратор художественных проектов, в частности: «Городское освещение - искусство света», выставка дизайна ENTRY2006 в индустриальном заповеднике «Шахта Цольферайн». Принимала участие в разработке стратегии развития Рурского региона до 2010 года.

Михаил Борисович Гнедовский - кандидат исторических наук. Директор Института культурной политики. Эксперт Совета Европы. Член Комитета Европейского музейного форума. Член жюри Грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина.

Елена Валентиновна Зеленцова - искусствовед. Директор агентства «Творческие индустрии». Руководитель специализации «Креативные индустрии - Предпринимательство в культуре» факультета управления социальными и культурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук. Ведущий специалист Центра инновационных учебно-методических разработок ГОУ «Академия народного хозяйства при Правительстве РФ».

Елена Хасымовна Мельвиль - финансовый директор агентства «Творческие индустрии». Ведущий специалист Центра инновационных учебно-методических разработок ГОУ «Академия народного хозяйства при Правительстве РФ».

Георгий Анатольевич Никич - кандидат искусствоведения. Член Правления Международной ассоциации искусствоведов. Куратор Московского международного форума «Культура плюс». Преподаватель факультета управления социальными и культурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Николай Евгеньевич Прянишников - архитектор. Руководитель отдела Экспериментального научно-проектного института. Эксперт фонда «Пушкинская библиотека» и фонда «Новая Евразия». Эксперт Конкурса на соискание грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов в области культуры и искусства.

Борис Георгиевич Салтыков - кандидат экономических наук. Член Попечительского совета фонда «Oxford Russia». Президент некоммерческой ассоциации «Российский дом международного научно-технического сотрудничества». Профессор кафедры управления наукой и инновациями в Высшей школе экономики (ГУ-ВШЭ).

Том Флеминг - доктор наук. Директор агентства «Tom Fleming Creative Consultancy». Эксперт по вопросам социокультурного проектирования и картирования, развития кластеров, инвестиций в креативный сектор экономики.

Ннека Угбома - эксперт агентства «Tom Fleming Creative Consultancy». Руководитель проекта «Mushroom works».

В качестве гостей на Летней школе присутствовали: представитель фонда в России Алла Сергиевская, директор музея-заповедника Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и начальник отдела развития Московской Высшей школы социальных и экономических наук Елена Ленская.

Место проведения:

Летняя школа проходила в Москве и на территории музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна». В Москве занятия проходили в Московской Высшей школе социальных и экономических наук (вводная сессия), Центре современного искусства ВИНЗАВОД (практическое занятие), на площадке проекта «Фабрика» (дискуссии и практическое занятие). На территории музея-усадьбы «Ясная Поляна» занятия проводились в современном Образовательном центре, участники летней школы посетили мемориальные экспозиции в усадьбе Л.Н. Толстого.

Программа:

В программе школы были предусмотрены практические занятия, лекции, работа в группах, пленарные обсуждения и деловые игры. Результатом работы в группах и на пленумах стали проекты, подготовленные участниками Летней Школы.

Лекции:

  • Борис Салтыков «Высшее образование в России: между наследием прошлого и современными вызовами»;
  • Михаил Гнедовский «Творческие индустрии и культурная политика»;
  • Елена Зеленцова «Понятие творческих индустрий. Цели и задачи Летней школы», «Творческие индустрии: исторические, художественные и экономические основания»;
  • Катя Ассманн «Эмшер-парк - от индустриальной зоны к культурной площадке», «Творческие кварталы как продвижение культурной мобильности»;
  • Ннека Угбома «Культурное разнообразие как ресурс развития творческих индустрий»;
  • Елена Мельвиль «Правовые и экономические и аспекты развития творческих индустрий в России»;
  • Георгий Никич «Современное искусство: между обществом, политикой и рынком»;
  • Том Флеминг «Перспективы развития творческих индустрий в Европе. Программа Creative Economy».

Проекты, подготовленные слушателями Летней школы:

Проект «Западный берег»

Проект предполагает работу с территорией заброшенного пляжа в г. Владивостоке, на полуострове Муравьева-Амурского. Цель проекта - интеграция территории в культурно-экономическую жизнь города. Предполагается создание на пустующей городской территории мультифункциональной творческой и досуговой площадки, которая была бы открыта для постоянной творческой работы и стала бы зоной экзотического досуга горожан.

Проект «Sound-центр в г. Петрозаводске»

Проект создания музыкального творческого центра в Петрозаводске, где есть 170 действующих рок-групп и близко к центру города расположена территория заброшенного радиозавода. Целью проекта является развитие и поддержка рок-движения в Петрозаводске, а также формирование современной и комфортной городской среды. Освоение территории бывшего радиозавода помогло бы в создании условий для творческого и профессионального развития музыкантов, стало бы важным элементом культурной и досуговой инфраструктуры города.

Проект «Книжный перекресток в городе Владивостоке»

В городе Владивостоке на территории одного из жилых кварталов было предложено сформировать коммуникационную площадку. Жилой квартал, который предполагается обустроить, является местом постоянного движения людских потоков, своего рода «транзитной зоной» в городской среде. Через организацию обмена и продажи книг было решено сделать этот микрорайон территорией коммуникации, предложив также современным художникам на конкурсной основе сделать проекты дизайнерского оформления этой площадки.

Проект «Учиться вместе»

Проект «Учиться вместе» представляет собой новый подход к формированию межкультурной коммуникации и развитию толерантности в университетской среде. Проблему межнациональных конфликтов в университетах было предложено решать на основе профессионального сотрудничества студентов, через формирование и развитие профессиональных навыков.

Результаты Летней школы:

  • Летняя школа помогла сформировать у слушателей представление о концепциях творческих индустрий и творческой экономики; о роли культуры в развитии городов; о методологии междисциплинарных исследований и разработок.
  • Слушатели приобрели навыки проектной деятельности, овладели основами проектирования, разработали креативные проекты, которые впоследствии могут быть осуществлены и на базе университетов и в городском пространстве.
  • В ходе Летней школы студенты познакомились с российскими и зарубежными социо-культурными проектами, знакомство с которыми помогло им более полно представить возможные цели и форматы их дальнейшей деятельности.
  • Слушатели получили возможность более полно ориентироваться в поле современных теорий и практик с точки зрения своего дальнейшего профессионального самоопределения, приобрели навыки построения новых партнерств и коммуникации с различными субъектами.