Летняя школа 2009

ЛЕТНЯЯ ШКОЛА «ТВОРЧЕСКИЕ ИНДУСТРИИ И СОВРЕМЕННОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ

КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ»

Москва - Ясная Поляна, 30 июня – 7 июля 2009 г.

Летняя школа была посвящена предъявлению и обсуждению феномена творческих индустрий в контексте современного гуманитарного знания, его интеграции в процессы развития городов и регионов. Центральной темой летней школы стало развитие творческих индустрий – нового типа социокультурных практик, тесно связавших культуру, экономику и социальную политику. Особый акцент в рамках Школы был сделан на проектировании и деловых играх. Деловые игры и работа в группах дали участникам возможность освоить инструменты работы не только с исследовательским и теоретическим материалом, но и с практической работой в той или иной профессиональной области. В рамках Летней школы участники получили возможность не только познакомиться с новыми стратегиями и концепциями, но и освоить технологию проектирования.

Цели Летней школы

  • раскрытие роли гуманитарного знания (и одного из важнейших направлений – междисциплинарного комплекса, объединенного в понятии «творческие индустрии») как фактора социально-экономических изменений и, содействие профессиональному самоопределению молодых специалистов, работающих в этой области.

Задачи Летней школы

  • включение в практический контекст современных форматов прикладного гуманитарного знания, в том числе понятия творческих индустрий;
  • знакомство с основными направлениями современных прикладных исследований в гуманитарной области;
  • содействие профессиональной ориентации и самоопределению специалистов-гуманитариев.

Конкурсный отбор слушателей

При отборе слушателей организаторы стремились сформировать команду молодых людей, готовых мыслить творчески, понимать логику междисциплинарных исследователей и применять полученные теоретические знания в практических ситуациях. Для этого был проведен конкурс эссе «Гуманитарии для развития территорий» среди студентов старших курсов, аспирантов, а также преподавателей университетов, получающих поддержку «Oxford Russia Fund». На конкурс поступило 106 заявок. Экспертный совет, в который вошли Алла Сергиевская, Елена Зеленцова, Елена Мельвиль, Георгий Никич и Николай Прянишников, отобрал 26 лучших эссе.

Заявки оценивались по следующим критериям: соответствие эссе условиям и тематике конкурса; присутствие в эссе аналитических подходов и моделей; собственное мнение автора, самостоятельность текста. В работе Летней школы приняли участие 26 слушателей из 16 российских университетов.

Организаторы и партнеры

  • Агентство «Творческие индустрии»;
  • Немецкий культурный центр им. Гете;
  • Французский культурный центр;
  • Tom Fleming Creative Consultancy, Великобритания;
  • Факультет менеджмента в сфере культуры Московской школы социальных и экономических наук (МШСЭН);
  • Лаборатория Art&Science Space;
  • Центр современного искусства «Винзавод»;
  • Проект «Фабрика»;
  • Центр дизайна «Art Play 2»;
  • Музей-заповедник «Ясная Поляна». 

Преподаватели

Константин Богданов - доктор филологических наук. Ведущий научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Профессор Отделения славянской филологии Университета города Констанц, Германия. Член РАН. 

Алексей Гончарик - координатор Агентства «Творческие индустрии», аспирант Института научной информации по общественным наукам РАН. 


Доминик Жамбон - директор Французского культурного центра в Москве. 

Елена Зеленцова - кандидат культурологии. Директор Агентства «Творческие индустрии», руководитель специализации «Креативные индустрии» факультета управления социoкультурными проектами Московской высшей школы социальных и экономических наук (далее – МВШСЭН), член Правления Фонда развития творческих индустрий и культурного туризма. 

Клаус Стинс - научный сотрудник Фонда сохранения индустриального наследия и истории культуры в Дортмунде, Германия. 

Елена Мельвиль - финансовый директор Агентства «Творческие индустрии», преподаватель факультета управления социoкультурными проектами МВШСЭН. 

Георгий Никич - кандидат искусствоведения. Член Правления Международной ассоциации искусствоведов. КураторМосковского международного форума художественных инициатив. Преподаватель факультета управления социокультурными проектами МВШСЭН.

Николай Прянишников - архитектор. Эксперт в области городского развития, архитектуре, градостроительству, стратегическому планированию и социальной ответственности бизнеса. Руководитель отдела Экспериментального Научно-проектного института. Эксперт Фонда «Пушкинская библиотека», «Новая Евразия», эксперт президентского грантового конкурса Министерства культуры РФ. 

Борис Салтыков - кандидат экономических наук. Член Попечительского совета фонда «Oxford Russia». Президент Ассоциации «Российский дом международного научно-технического сотрудничества». Профессор кафедры управления наукой и инновациями вГосударственном университете «Высшая школа экономики».


Наталья Сергиевская - искусствовед, координатор Летней школы.


Эндрю Эрcкин - старший партнер «Креативного агентства Тома Флеминга» (Великобритания). Эксперт в области экономики культуры, креативной экономики и предпринимательства в культуре. 

В качестве гостей на Летней школе присутствовала директор Фонда в России Алла Сергиевская. Летнюю школу также посетили представители Фонда «Новая Евразия» Сергей Голубев и Татьяна Светенко.
 

Место проведения

Летняя школа проходила в Москве и на территории музея-усадьбы Л.Н.Толстого «Ясная Поляна». В Москве занятия проходили в Актовом зале Проекта «Фабрика», Лаборатории Art&Science Space, Центре современного искусства ВИНЗАВОД, Центре дизайна Art Play 2. На территории музея-усадьбы «Ясная Поляна» занятия проводились в современном Образовательном центре, расположенном в административном здании музея, а вечерние, «клубные» дискуссии – в холле гостиницы, где жили участники и преподаватели летней школы. Участники летней школы посетили мемориальные экспозиции в усадьбе Л.Н. Толстого.
 

Продолжительность

 7 дней, 65 академических часов.
 

Программа

В программе школы были предусмотрены практические занятия, лекции, работа в группах, пленарные обсуждения и деловые игры. Результатом работы в группах и на пленумах стали проекты, подготовленные участниками Летней Школы. 

Лекции

- Борис Салтыков «Высшее образование в России – история, проблемы, перспективы»;

-Доминик Жамбон «Экономический взлет города и его культурное развитие»;

-Елена Зеленцова «Новые культурные пространства в современном городе», «Цели и задачи Летней школы», «Творческие индустрии и современное гуманитарное знание»;

-Эндрю Эрскин «Креативные индустрии и креативная экономика»;

-Константин Богданов «Гуманитарные науки в России в спорах о социальной пользе. Опыт прошлого и перспективы будущего»;

-Елена Мельвиль «Экономика новых творческих площадок», «Экономика творческих индустрий»;

-Георгий Никич «Художественное высказывание и проектная оболочка».

Проекты, подготовленные слушателями Летней школы

Группа 1 «Пространство опыта» (ведущие – Георгий Никич, Наталья Сергиевская)
Проект «Опхоз». Основная идея проекта - расширение пространства индивидуального опыта и вовлечение человека в активную деятельность в этом пространстве – инновационный способ социальной травмотерапии и впоследствии территориального развития. Проект предполагает создание кафе, работающего в режиме «туристического агентства» (с привлечением ряда партнеров) и проведение ежегодного фестиваля «Опытное поле».  

Группа 2 «Творческое пространство» (ведущая – Елена Мельвиль) 

Проект «Пятый угол». Проект направлен на выявление, поддержку и продвижение современных экспериментальных творческих инициатив г. Таганрога и включение современных творческих инициатив в приоритеты культурной политики города. Проект предполагает создание творческой площадки для социально ориентированного искусства и стимулирование творческих людей к совместной деятельности. 

Группа 3 «Интеллектуальное пространство» (ведущий – Алексей Гончарик)

Проект «Ноосфера». Проект посвящен более тесной интеграции деятельности Петрозаводского государственного университета в социальное и экономическое пространство г. Петрозаводска. Цель проекта - предоставить студентам гуманитарных факультетов и сотрудникам университета возможности участвовать в исследовательских проектах, а также в создании импульса для реализации творческого потенциала городского населения.

Группа 4 «Коммуникационное пространство» (ведущий – Николай Прянишников) 

Проект «Академия» маньяков. Проект предполагает создание пространства для творческого отдыха и креативной коммуникации, включающее образовательные площадки, исследовательский центр, выставочный комплекс и кафе. Проект «Школа одиночества» посвящен развитию групповой коммуникации путем понимания глубинных структур личности. 

 Результаты Летней школы

- Летняя школа помогла сформировать у слушателей представление о концепциях творческих индустрий и творческой экономики; о роли культуры в развитии городов; о методологии междисциплинарных исследований и разработок.

- Слушатели приобрели навыки проектной деятельности, овладели основами проектирования, разработали креативные проекты, которые впоследствии могут быть осуществлены и на базе университетов и в городском пространстве.

- В ходе Летней школы студенты познакомились с российскими и зарубежными социо-культурными проектами, знакомство с которыми помогло им более полно представить возможные цели и форматы их дальнейшей деятельности.

- Слушатели получили возможность более полно ориентироваться в поле современных теорий и практик с точки зрения своего дальнейшего профессионального самоопределения, приобрели навыки построения новых партнерств и коммуникации с различными субъектами.