Семинар «Культура и средства массовой информации» (10 июня 2008 года, Москва, Московская областная государственная детская библиотека)
Семинар проводился по заказу Центра культурных инициатив Московской области. В рамках семинара обсуждались технологии развития общественных связей, информационное обеспечение проектов в сфере культуры и взаимодействие со средствами массовой информации. Семинар проводили Наталья Конрадова, корреспондент журнала «Русский репортер» и Наталья Копелянская, научный сотрудник Российского института культурологии.
Летняя школа «Развитие творческих индустрий: стратегии и практики» (1 — 9 июля 2008 года). При поддержке Фонда Оксфорд — Россия
Летняя школа была посвящена стратегиям развития творческих индустрий и творческой экономики — новой для российского научного сообщества междисциплинарной теме. В ходе работы школы творческие индустрии рассматривались, с одной стороны, как предмет теоретического анализа, а с другой, — как совокупность практик, получивших развитие в рамках постиндустриального общества. Для организаторов школы креативность была не только предметом изучения, но и основой образовательного процесса. В рамках Летней школы участники получили возможность познакомиться с новыми стратегиями и концепциями и освоить технологию проектирования.
Цели Летней школы: введение в научный и образовательный оборот понятия «творческие индустрии»; демонстрация научного потенциала междисциплинарных исследований в области творческих индустрий; включение российских академических программ в международный практически-ориентированный контекст; разработка научных, правовых и практических инструментов продвижения творческих индустрий в России.
Задачи Летней школы: объяснение слушателям школы исторических и экономических закономерностей становления творческих индустрий; демонстрация необходимости детального изучения творческих индустрий для развития различных дисциплин и повышения их влияния в практической сфере; знакомство с деятельностью московских творческих кластеров с точки зрения включения российской практики в образовательный и исследовательский контекст; стимулирование изучения феномена творческих индустрий в дипломных и диссертационных исследованиях.
Для отбора слушателей Летней школы был проведен конкурс эссе «Роль культуры в развитии территорий» среди студентов старших курсов, аспирантов, а также преподавателей университетов, получающих поддержку «Oxford Russia Fund». В работе Летней школы приняли участие 33 слушателя из 12 российских университетов.
Летняя школа проходила в Москве и на территории музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна». В Москве занятия проходили в Московской Высшей школе социальных и экономических наук, Центре современного искусства ВИНЗАВОД, на площадке проекта «Фабрика». В рамках летней школы состоялись практические занятия, лекции, работа в группах, пленарные обсуждения и деловые игры. Результатом работы в группах и на пленумах стали проекты, подготовленные участниками Летней Школы.
Партнеры: Музей-заповедник «Ясная Поляна», Институт культурной политики; Немецкий культурный центр им. Гете; Агентство «Tom Fleming Creative Consultancy» (Великобритания); Факультет менеджмента в сфере культуры Московской школы социальных и экономических наук (МШСЭН).
Исследование «Фабрики воображения — новые творческие площадки России» и участие в организации конференции «Фабрики воображения» (9 — 11 октября 2008 года, Москва). По заказу Агентства Театров танца «ЦЕХ» в рамках гранта Европейской комиссии
В Москве с 9 по 11 октября состоялась конференция «Фабрики воображения: новые территории искусства». Цель конференции — представить европейский и российский опыт создания и развития новых центров, объединяющих на одной территории деятелей различных творческих профессий. Одной из центральных тем конференции стала тема преобразование промышленных пространств в центры культуры и искусства.
К концу ХХ века в Европе крупные промышленные объекты — в прошлом символы мощи индустриальной, торгово-коммерческой и военной эпох — приостановили свою деятельность и потеряли былую значимость. Промышленные зоны опустели и превратились в заброшенные, неприглядные городские районы. Однако были открыты неожиданные перспективы использования этих территорий. Независимые художники, артисты и арт-предприниматели смогли вдохнуть новую жизнь в экономически и социально запущенные районы. Постепенно этот принцип использования промышленных пространств осваивают сегодня и в России.
В конференции приняли участие деятели культуры и искусства, чья профессиональная деятельность связана с освоением новых территорий для творчества, а именно: руководители организаций, менеджеры, продюсеры, художники, режиссеры, артисты, критики. Также в конференции приняли участие политики, представители бизнеса и общественности.
В качестве вводного доклада участникам конференции было представлено исследование «Фабрики воображения или культурная конверсия. Новые культурные площадки в России», подготовленное Агентством «Творческие индустрии». Исследование «Фабрики воображения — новые творческие площадки России» включает текущую информацию о состоянии дел в этой области не только в Москве, но и ряде региональных центров — Самаре, Красноярске, Новосибирске, Петрозаводске.
В рамках конференции состоялась презентация исследования и его обсуждение. Также в программу конференции был включен спектакль «Общество анонимных художников», который состоялся в Центре Современной культуры «ГАРАЖ».
Исследование размещено на сайте Агентства «Творческие индустрии»
Проект «Свобода творчества — свобода самовыражения» (сентябрь — декабрь 2008 года). При поддержке Института «Открытое общество»
Проект «Свобода творчества» стартовал в сентябре 2008 года и будет завершен в 2009 году. Проект предполагает проведение интерактивного спектакля «Общество анонимных художников», дискуссии «Свобода творчества» и семинара, посвященного развитию творческих индустрий и культурного предпринимательства в регионах. Спектакль, дискуссии и семинары были запланированы в четырех российских городах — Красноярске, Самаре, Петрозаводске и Владивостоке. Заключительным этапом проекта станет семинар в Москве, в рамках которого будут подведены итоги и намечены перспективы развития новых творческих инициатив в области создания новых культурных площадок.
Творческие кластеры являются культурными площадками нового типа, способными развивать творческий потенциал его участников и содействовать развитию городской среды. Ранее такого рода примеры встречались только в городах за рубежом, но сегодня и в Москве успешно работают такие площадки. Это Проект Fабрика, Центр Современного искусства Винзавод и другие. Опыт творческих кластеров Москвы вызывает неподдельный интерес в российских региональных центрах. Многие российские города располагают значительными пространственными ресурсами в виде пустующих производственных и иных помещений и творческими ресурсами в лице профессионалов, работающих в области культуры и искусства. Тем не менее, в регионах пока еще не созданы творческие кластеры, а проекты их создания находятся в зачаточном состоянии и держатся, в основном, на энтузиазме отдельных людей. Основной задачей проекта «Свобода творчества» является поддержка и содействие развитию такого рода инициатив. Задачей семинаров в рамках проекта является анализ культурных ресурсов города, выявление возможностей для развития в городе творческих индустрий и творческих кластеров.
Интерактивный спектакль «Общество анонимных художников» — экспериментальный театральный проект, позволяющий выявить творческий потенциал людей, участвующих в спектакле. Спектакль является своего рода «моделью творческого города», где слышны разные голоса и общими усилиями создается пространство творческого взаимодействия.
Спектакль «Общество анонимных художников» подготовлен Театром им. Йозефа Бойса совместно с Театром.doc. «Общество анонимных художников» — продолжение творческого эксперимента, начатого авторской группой Георга Жено, Армана Бекенова и Нины Беленицкой в интерактивном спектакле «Демократия.doc», в котором зрители разыгрывают свою модель демократии в России, а исход вечера зависит от каждого из присутствующих в зале.
Известный немецкий художник Йозеф Бойс утверждал, что каждый человек — художник. Эта идея легла в основу нового спектакля. «Общество анонимных художников» можно назвать «вербатим live». Это спектакль на основе документальной пьесы, которая рождается прямо на глазах зрителей. Ведущие спектакля — Веро4ка Полозкова и Михаил Калужский. Веро4ка Полозкова — поэт и известный блоггер. Михаил Калужский — журналист и публицист.
В рамках проекта в 2008 году состоялись следующие события: